Эколог? Не требуется…
Марина Неверова приехала получать высшее образование во Владивосток из Кавалеровского района. Как говорят многие родители, без него сегодня - никуда. А оказалось, что и с высшим образованием особо-то некуда. Поступила Марина в 1999 году в Институт инженерно-социальной экологии ДВГТУ на факультет геологии и природопользования. Специальность, надо сказать, вроде бы нужная. С каждым годом внимание к проблемам экологии растет, вот и думала Марина, что ее знания обязательно кому-нибудь пригодятся.
История о том, как трудно найти работу молодому специалисту
Марина Неверова приехала получать высшее образование во Владивосток из Кавалеровского района. Как говорят многие родители, без него сегодня - никуда. А оказалось, что и с высшим образованием особо-то некуда. Поступила Марина в 1999 году в Институт инженерно-социальной экологии ДВГТУ на факультет геологии и природопользования. Специальность, надо сказать, вроде бы нужная. С каждым годом внимание к проблемам экологии растет, вот и думала Марина, что ее знания обязательно кому-нибудь пригодятся. Труднее всего пришлось родителям. Работы в поселке Кавалерово нет, а если есть, то зарплата небольшая, в среднем 4 тысячи в месяц. Приходилось выкручиваться, чтобы и самим жить, и дочку в городе прокормить. «Спонсорские» взносы в университете, плата за аренду квартиры, проезд в общественном транспорте, еда, в общем, все самое необходимое выливалось в довольно приличную сумму.
Прошло три года, самое трудное в учебе позади, а потому решила Марина устроиться на какую-нибудь работу, чтобы родителям было полегче. Нашла лишь работу официантки за 100 рублей в сутки. Работать надо было трое суток через трое. Попробовала - график неудобный, с учебой не совместишь. За поиском приработка пролетело еще полтора года. Наступил последний год обучения, дипломная работа написана, надо устраиваться на работу по профессии.
Марина взялась за дело с оптимизмом, ведь училась она хорошо. Две попытки устроиться в отдел экологии администрации города обернулись неудачей, как и попытки найти работу в отделе по туризму и в комитете по делам молодежи все той же администрации города. Хотя надо отметить, и отдел туризма, и отдел экологии в то время работали из рук вон плохо, одни выдавали порубочные билеты, другие проверяли в мае готовность пляжей к купальному сезону.
Потом Марина смогла все-таки устроиться в экологический отдел, но только на время практики, за которую ей, естественно, никто не собирался платить. Потом была практика в отделе мониторинга окружающей среды в геологическом комитете. Там она заработала за месяц 1200 рублей. Остаться на работу там не предложили. Летом этого года Марина успешно сдала все экзамены и стала дипломированным геоэкологом. Вопрос трудоустройства оставался острым, сидеть на шее у родителей совесть уже не позволяла. Однокурсники сказали, что можно устроиться инженером в Дальневосточное отделение Российской Академии наук. Однако на зарплату в 2600 рублей в месяц особо не разживешься. Оказалось, что и аспиранты в ДВО РАН получают немногим больше – 4100 рублей (ставка плюс стипендия). Знакомые предлагали устроить ее в УВД, сами не зная кем. Но Марина твердо решила уехать со своим молодым человеком на Камчатку. Там уже есть два реальных варианта трудоустройства: в отдел морской инженерной службы с заработной платой в семь тысяч рублей на первом этапе или в службу радиационной безопасности в военно-морском ведомстве (зарплата, продуктовый паек, льготы военнослужащего). Также есть возможность получить жилье. И самое главное - там требуются молодые специалисты.
На следующей неделе Марина уезжает в Петропавловск-Камчатский. И, наверное, таким образом поступят многие из ее однокурсников. Ведь из ее группы в 23 человека только семь смогли устроиться по специальности в Приморье. Сейчас они трудятся в Академии наук, из них четверо – аспиранты.
Автор: Татьяна СИНИЦЫНА, специально для «В»