Спасатели тоже пережили стресс
Тяжело видеть плачущего мужчину. Тем более моряка, прошедшего огонь и воду, побывавшего в тяжелейших ситуациях. Поэтому я отвожу взгляд от лица Сергея Лагунова, капитана «Грифа» - того самого буксира, принадлежащего компании «Римско», экипаж которого спас восемь погибавших моряков.
Тяжело видеть плачущего мужчину. Тем более моряка, прошедшего огонь и воду, побывавшего в тяжелейших ситуациях. Поэтому я отвожу взгляд от лица Сергея Лагунова, капитана «Грифа» - того самого буксира, принадлежащего компании «Римско», экипаж которого спас восемь погибавших моряков.
Но краем глаза вижу, как пытается он сдержаться, а по щеке предательски катится слеза. «Я должен попросить прощения у близких тех моряков, которых мы не смогли спасти, - говорит он. - Поверьте, мы сделали все возможное в тех условиях».
«Я скажу банальную вещь, - продолжает капитан, - но это так: море не прощает ошибок, небрежного отношения к себе со стороны человека, который хозяйничает на его просторах. Есть и другая сторона: случившееся показало, насколько наша государственная система обеспечения безопасности моряков несостоятельна, не отвечает современным требованиям и совершенно неэффективна». Он имеет право так говорить, потому что именно «Гриф», принадлежащий частной компании, сделал то, что обязаны были сделать многочисленные государственные структуры. Этот буксир 2 ноября шел, как говорят моряки, с двумя объектами на буксире. Настигший их шторм оказался аномальным для Японского моря - волна достигала 11 метров при короткой ее длине, что губительно для судов. В том же районе, примерно в 50 милях от берега, на траверзе поселка Моряк-Рыболов, шел теплоход «Ароса». «Мы видели их по автоматике, - рассказывает Сергей Григорьевич, - даже переговаривались. Вроде все было нормально. Однако шторм развился быстро, ветер достиг 30 метров в секунду. У нас оборвался буксир, необходимо было контролировать объект, который теперь представлял угрозу другим судам. Я начал маневрировать, чтобы по возможности вновь взять его на буксир. Тогда-то на аварийной частоте услышал капитана с «Аросы» - он просил помощи, попросил связаться с СКЦ, у него почему-то не было связи». Сергей Лагунов сказал коллеге: «Бросай все, высаживай людей на плоты». «Гриф» форсированным - по возможности - ходом направился к терпящим бедствие. Видимость - не более двух кабельтовых, воздух - сплошная морская пыль. Моряки поймут. Когда подошли к «Аросе», судно уже лежало на боку. «Картина ужасная», - говорит мой собеседник и вновь отводит глаза.
До темноты искали уцелевших. А в это время новая информация - нужно идти спасать тех, кто был на «Весте». За что, Господи? За какие грехи одна за одной такие страшные трагедии? Нужно искать людей с двух судов, нужно делать это быстро - в таких условиях долго не продержаться. Эффективность поисков определялась буквально первыми часами. И эти часы были безвозвратно утеряны. Возможно, самолетам-вертолетам мешала ненастная погода, возможно, капитан «Оушен стар» обязан был спасти свой караван, возможно, поблизости не было других судов. Но все это стоило жизни тем морякам, которых в первые сутки еще можно было спасти. И это могло стоить жизни тем, кого подняли на борт «Грифа» - несколько суток их не забирали с небольшого буксира, хотя тому же Сафару Джанмерзоеву, проболтавшемуся много часов на бревне, нужна была медицинская помощь. И не дай бог, она могла опоздать. «Спасибо нашему президенту Фазилу Алиеву, - говорит сейчас Лагунов, - он понял, что поиск затягивается, и направил в море (!) портовый буксирчик. Мы встретились, я передал ему людей».
Из 42 моряков выжили девять, восемь из них были спасены «Грифом». Моряки часами вглядывались в свои сектора, пытались рассмотреть изначально оранжевые, но терявшиеся на фоне воды гидрокостюмы. Сафару повезло - его заметили. Однако нужно было еще поднять на борт, не покалечив при этом. Молодой моторист Миша Рыкунов спустился, обвязал измотанного коллегу, а тот еще нашел силы, чтобы помочь спасителю. Конечно, в тот момент все думали об одном: другие потерпевшие тоже должны быть поблизости. Капитан Лагунов просил: возьмите под контроль этот район, облетите его эллипсом. Обнаружите что-то - все суда туда. Самолет вылетал лишь раз в день…
«Есть люди, которым необходимо задать много вопросов, - говорит профессионал Лагунов, - это судовладельцы, капитаны, сотрудники государственных структур. И я, с одной стороны, понимаю капитана, который вынужден кормиться тем, что предоставляет судьба. Но тебе доверены люди. Поэтому нужно найти в себе мужество и сказать - в таких условиях ответственность за людей взять не могу, ведь любому капитану досконально известно фактическое состояние своего судна, его готовность к экстремальной ситуации. Конечно, при этом нужно быть профессионалом, человеком и мужчиной. А я сейчас лишь еще раз могу попросить прощения у тех, чьих близких мы не смогли спасти».
Весь экипаж «Грифа», спасший еще и «Обаятельный», до сих пор испытывает стресс. Эти люди сделали почти невозможное, но не услышали еще слов благодарности. А ведь они совершили подвиг. И этот подвиг должен быть достойно отмечен. Неужели они не получат наград?
Автор: Галина КУШНАРЕВА, «Владивосток» (Снимки предоставлены моряками буксира «Гриф»)