Русский с китайцем – стенка на стенку
В Октябрьском районе, в селе Заречном, случилась массовая драка между местной молодежью и китайскими рабочими. Синяков хватило на всех, а вот суворовцу, приехавшему на побывку к родителям, лопатой сломали ногу и камнем рассекли кожу головы. Теперь зареченцы собирают подписи под коллективным письмом, в ответе на которое они хотели бы точно знать: как же им сегодня относиться к гостям, которые все более открыто начинают жить по своему уставу, разительно отличающемуся от принятых у нас норм общежития?
Дорогие хозяева, а не надоели ли вы гостям?!
В Октябрьском районе, в селе Заречном, случилась массовая драка между местной молодежью и китайскими рабочими. Синяков хватило на всех, а вот суворовцу, приехавшему на побывку к родителям, лопатой сломали ногу и камнем рассекли кожу головы. Теперь зареченцы собирают подписи под коллективным письмом, в ответе на которое они хотели бы точно знать: как же им сегодня относиться к гостям, которые все более открыто начинают жить по своему уставу, разительно отличающемуся от принятых у нас норм общежития?
ГРИБНАЯ СКАЗКА С ПЕЧАЛЬНЫМ КОНЦОМ
С месяц назад, замечательно солнечным и теплым осенним днем, главный хирург Покровской районной центральной больницы кандидат медицинских наук Владимир Глухов бродил по лесному массиву, примыкающему к сопке Сенькина Шапка. Никаких определенных целей у него не было, ходил налегке и просто дышал, наслаждался осенними красками леса, намеренно поднимал ногами свежеопавшую листву, наслаждаясь ее неповторимыми шорохами и запахами. Говорят, таким, приехавшим в лес просто так, и везет. Вышел Владимир Иванович на одну поляну и остановился, пораженный открывшимся зрелищем: трава уже пожухла, поредела, зато ее заменили шляпки маслят, покрывших всю лесную проплешину. Собирать было некуда, а пинать грибы ради забавы не в его правилах. Потому, решив приехать сюда на следующий день, развернулся и пошел к машине.
Счастливый случай, всем известно, надо использовать незамедлительно, потому что судьба крайне редко одаривает человека повторной удачей. Вот и Владимир Иванович упустил свой шанс заготовить на зиму в этом году не обильных на урожай маслят. Более того, редкое везение обернулось к нему обратной, неприглядной стороной. Выйдя на следующий день к поляне, грибов он не обнаружил. Точнее, они были еще здесь, в мешках. Тут же находились и заготовители, китайские рабочие, которые в общем-то тоже стали случайными обладателями редкой добычи. Потому что в лес они пришли не за этим. Иностранные гастарбайтеры занимались заготовкой леса, как позже выяснилось, для постройки теплиц одному из сельхозпредприятий и, вероятно, отопления своих жилищ. А поляна стала похожей на эксплуатируемую лесосеку – словом, все очарование и осени, и предвкушения удачной тихой охоты исчезло без следа.
Впрочем, не в грибах было дело, с ними-то как раз все понятно: кто не успел - тот опоздал, застолбить богатую поляну – мол, пусть грибочки подрастут - еще никому не удавалось. В такого рода промысле все определяет, так сказать, явочный характер. А вот что касается рубки дубняка, в 90-е годы изрядно прореженного в лесных массивах Октябрьского района, то Владимир Глухов, являющийся к тому же заместителем председателя муниципального комитета (местная дума. – Прим. авт.), знал наверняка: это категорически запрещено. По этому поводу он и сделал замечание китайским рабочим. И тут же понял, что для него эта встреча может закончиться весьма печально. Они не стали смущаться и лепетать про незнание русского языка. Все они прекрасно поняли и повели себя крайне агрессивно. Мужчины, демонстративно усмехаясь, подвигались ближе к Владимиру Ивановичу, а женщина недвусмысленно покачала топором.
Иногда хирургов называют костоломами, костоправами, но никогда и никто не отождествлял их с «быками», всегда готовыми пересчитать косточки несговорчивым на предмет уплаты дани лоточникам. Вот и Владимир Иванович, справедливо не считающий себя Рэмбо, предпочел ретироваться. Он и не ожидал, что эти китайцы очень скоро отправят на его хирургический стол тяжелого пациента.
В ШЕРЕНГУ ПО ДВОЕ СТАНОВИСЬ!
В начале 80-х годов, когда ворота, а точнее, даже калитки с Китаем были лишь приоткрыты, в поселке Пограничном все-таки присутствовал контингент китайских рабочих. Впрочем, весьма ограниченный, было их человек 30, работали они на станции Гродеково, в основном на перегрузке сои - разница в ширине железнодорожного полотна не позволяла вагонам свободно курсировать из страны в страну. Но что самое замечательное, уличной коммерцией они не занимались, о конфликтах тогда никто не помышлял, а по поселку - из общежития на станцию и обратно - всегда ходили строем и никогда не выглядели оборванцами. Темно-синие брюки, такие же наглухо застегнутые френчи и почти строевой шаг короткой колонны – это тогда была экзотика Пограничного.
Наверное, установление именно такого порядка пребывания китайских рабочих в районе имел в виду председатель Покровского сельского совета Владимир Тяжов, который организовал официальное разбирательство инцидента с Владимиром Глуховым. На совещание были приглашены руководители сельхозпредприятий, расположенных на подведомственной территории и имеющих внайме китайских рабочих. И главная рекомендация, а лишь только их может предложить сельский совет, звучала примерно так: в селах гастарбайтеры должны передвигаться только под руководством старшего.
Очевидно, что с точки зрения международного права, такая рекомендация вряд ли выдерживает критику, но столь же очевидно и другое: ограничить свободу передвижения вот именно этой категории гостей из Поднебесной просто необходимо. Потому что китайские рабочие уже протралили все озера сетями с мелкой ячеей и не оставили в них, кажется, даже головастиков. Местное население пока держит оборону на реке Раздольной, особенно в районе зимовальных ям, но не вызывает сомнения, что китайцы и там скоро отвоюют себе ареал. Не имея оружия, они придумали хитроумные способы охоты на фазана, например, подбрасывают травленую сою или ягоды, а потом просто ходят по полям и собирают птицу. В бригады, которые занимаются браконьерскими рубками тонкоствольного дубняка - 10-12 сантиметров в диаметре, - непременно включены китайские рабочие. И вообще, ведут они себя не как гости. Как правило, одетые в рванье, дурно пахнущие из-за несоблюдения элементарных общепринятых у нас купально-умывальных норм, тем не менее по-хозяйски чувствуют себя везде и не боятся нарушать наши законы.
Мотивация их поведения очевидна для всех: за них горой стоят руководители сельхозпредприятий, которые выписывают их из Поднебесной. В чем-то китайские рабочие просто незаменимы и, видимо, чувствуют это. И дело не только в их пресловутой работоспособности. Себестоимость их содержания крайне низка. Бросил в барак мешок риса на бригаду - и забыл об их нуждах. Все остальное (хозяева, нанявшие их, это прекрасно знают) они добудут сами. А уж за те копейки, которые им платят за браконьерскую рубку леса, наш не пойдет точно, потому что сознает: его, гражданина России, за обещанные медяки через суд могут очень серьезно наказать. Вот почему Покровский сельский совет прав в главном: поведенческие ограничения для китайских сельхозрабочих будут реализованы лишь тогда, когда с руководителей предприятий начнут спрашивать за каждый шаг привлекаемых ими гастарбайтеров.
Правду сказать, что и хозяевам иногда достается. В феврале «В» рассказал о том, как в примыкающем к той же Сенькиной Шапке лесу атаманом казачьего общества Владимиром Макаренко и представителями власти была задержана бригада лесорубов, в которой находились и китайцы. Тогда все было сделано честь по чести, быстро выяснили заказчиков тонкомера и дело довели до суда. И вот недавно районный суд поставил точку в этой истории: хозяева теплиц Александр и Анатолий Ким должны выплатить в кассу сельского совета 662 тысячи рублей.
Но это едва ли не единичный случай, когда хозяин понес наказание за противоправные действия своих наемных китайских рабочих. В случае же с Владимиром Глуховым руководитель сельхозпредприятия, расположенного в Заречном, отделался легким испугом. Впрочем, сомневаюсь, что он вообще испугался. Поскольку хирург не стал привлекать правоохранительные органы, тот сначала вообще открестился от китайцев - мол, они все на одно лицо. А когда женщину обнаружили у него на теплицах, то пообещал ее и подельников депортировать. Один, уважаемый человек, с тем и согласился, а другой, может быть, менее достойный уважения, не стал выполнять свое обещание, а в итоге через пару недель эти же самые китайцы участвовали в массовой драке.
МОГИЛЬЩИКИ ВЗРАЩИВАЮТСЯ В ТЕПЛИЦАХ
Случилось это в субботний вечер, когда в зареченском клубе шумела дискотека. Напротив - магазин, туда и направили свои стопы несколько подростков. На ступеньках магазина стояло несколько китайских рабочих, которые по привычке поплевывали по сторонам и бросали окурки мимо урн. Те, кто бывал в Китае, знают, что для жителей Поднебесной такие манеры обычны и обществом приняты как само собой разумеющееся. Подростки сделали замечание, те ответили… Ну, что произошло дальше, понятно всем: убедить в чем-либо друг друга они не могли по определению, слово за слово - и в ход пошли кулаки.
На этом, однако, конфликт не закончился. По крайней мере, китайцы убежали, а подростки пошли за подмогой. Молодняк деревни откликнулся быстро и, сбившись в кучу, направился к теплицам, а там иноземцев собралась уже тьма - очевидцы говорят, что было их около 50 человек. Подошли еще те, кто жил в полях. Коренных зареченцев было меньше. К тому же китайцы похватали лопаты, другие инструменты, оказавшиеся под рукой, в ход пошли и камни. Пришлось организованно отступить, неся на руках покалеченного курсанта Уссурийского суворовского училища, так неудачно приехавшего на побывку к родителям. В бессильной ярости ребята камнями «забили» микроавтобус - собственность сельхозпредприятия.
Сейчас ведется следствие, выясняются все нюансы этого дела, вычисляются зачинщики, но по большому счету это никому не надо, может быть, кроме самих правоохранительных органов. Потому что общественное мнение не только Заречного, но и всего района уже давно вынесло свой вердикт - беду принесли китайские рабочие. И никто уже никого ни в чем не переубедит. Ведь ни для кого не секрет, что у селян от мала до велика годами накапливалось резко отрицательное отношение к китайским рабочим. Время от времени терпение лопается, и случается обычный российский мордобой, если не хуже.
Владимиру Глухову пришлось оперировать суворовца. Не буду утомлять медицинскими подробностями, но хирург, все сделав для спасения ноги, тоже вынес свой приговор. Видимо, парню придется уходить из училища, потому что нога вряд ли восстановится на все 100 процентов. Скорее всего его ждет хромота.
Что касается руководителя сельхозпредприятия, чьи китайцы столь вольготно ведут себя на селе, то про своих односельчан он заявил, что сами виноваты, и подал иск о возмещении ущерба за побитый автомобиль.
Что ж, каждый вправе иметь собственное мнение о народе, к которому он принадлежит, и также вправе выращивать себе персонального могильщика.
Автор: Евгений ИЗЪЮРОВ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»