Молоток как метод решения конфликта

Государство без вооруженных сил существовать не может - это истина. Но больная армия - не только производное больного общества, еще и наоборот - общество разлагается нездоровой военной прослойкой. Мы все завязаны в тугой узел: мальчишки, испытывающие страх перед службой, их матери, пытающиеся всеми правдами и неправдами спасти детей от унижения и произвола, да и сами офицеры, страдающие от беспомощности и неуравновешенной психики новобранцев. Кто прав, кто виноват - однозначного ответа нет. Но говорить на эту тему, искать выход из создавшейся ситуации необходимо.

16 нояб. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1656 от 16 нояб. 2004

Обществу нужна здоровая армия

Государство без вооруженных сил существовать не может - это истина. Но больная армия - не только производное больного общества, еще и наоборот - общество разлагается нездоровой военной прослойкой. Мы все завязаны в тугой узел: мальчишки, испытывающие страх перед службой, их матери, пытающиеся всеми правдами и неправдами спасти детей от унижения и произвола, да и сами офицеры, страдающие от беспомощности и неуравновешенной психики новобранцев. Кто прав, кто виноват - однозначного ответа нет. Но говорить на эту тему, искать выход из создавшейся ситуации необходимо.

РЫБА ГНИЕТ С ГОЛОВЫ

Среди военных бытует убеждение, что армия - это слепок общества. Однако согласитесь, свободная жизнь дает возможность самовыражения, а школа призвана воспитывать личность. В военной среде все диаметрально противоположно: происходит нивелирование характера, требуется слепое подчинение приказу. Это нормально, но лишь в том случае, когда командир - тоже личность, когда подчинение - это действительно осознанная необходимость. Как осознать эту необходимость, если перед тобой рвач и, мягко говоря, грубиян? Не секрет ведь, что новобранцев нередко продают «в рабство», отправляют на не предусмотренные уставом работы, за которые командиры получают неплохой навар. Но это еще цветочки…

Летом нынешнего года в воинской части ЗАТО Фокино майор Е. пустил в ход кулаки только потому, что матрос не убрал туалет. Других воспитательных методов этот командир, похоже, не знает - куда проще, раз и под дых! Мальчишка получил телесные повреждения средней степени тяжести. А майор приговорен к двум годам лишения свободы условно, то есть может продолжать воспитывать подчиненных, рассчитывая лишь силу удара. Редкость ли это? Как свидетельствует беспристрастная статистика, в российской армии отмечается рост преступлений, совершаемых офицерами. Недаром, наверное, в дембельских альбомах можно прочитать такое высказывание: «Первой любовью молодого бойца должен стать Устав, второй - командир». Не полюбишь - пиши в альбом следующий перл: «Когда сделаете в жизни столько бесполезного, сколько сделал я, тогда и будете меня критиковать». Куда уж там, критиковать! За меньшее накажут сурово - в этом году уже привлечены к ответственности 20 командиров воинских частей за злоупотребления должностными полномочиями. И ведь это только то, что вылезло наружу. Сколько еще мальчишек промолчали…

Так, может, с офицеров «перестройку» в армии начинать? Похоже, им в настоящее время та же дедовщина только на руку.

НЕ ХОДИЛ БЫ ТЫ, ВАНЕК, ВО СОЛДАТЫ

Наша газета не раз писала о неуставных отношениях в армии. Несколько публикаций были посвящены гибели матроса Николая Любимова, призванного из Нижегородской области. После долгих разбирательств гарнизонный суд пришел к выводу, что парень был доведен до самоубийства сослуживцами. Однако с таким вердиктом не согласна мать погибшего, подававшая кассационную жалобу. Она убеждена, что сына убили. Увы, пока иск потерпевшей и ее представителя оставлен без удовлетворения, но мать будет продолжать борьбу за честное имя своего ребенка. Таких, как Николай, в нашей армии сотни. Ежегодно мальчишек или убивают, или они сами уходят из жизни, или остаются калеками. Поэтому понять матерей, не желающих отпускать сыновей в армию, совсем нетрудно.

В том же Фокинском военном гарнизонном суде недавно рассматривалось дело матроса М., который, затаив обиду на одного из сослуживцев, нанес ему единственный удар. Но такой силы, что у парня лопнула селезенка. За причинение тяжкого вреда здоровью суд приговорил М. к четырем годам пребывания в колонии общего режима. А вот военная прокуратура Владивостокского гарнизона рассматривала вроде бы другую ситуацию - военнослужащий отомстил за систематические издевательства. Некто Н. регулярно, под различными надуманными предлогами избивал сослуживца Г. Развязка наступила 1 августа - Н. потребовал найти ему сигареты, а когда Г. отказался, ударил его табуретом по голове. Это стало последней каплей. Испытывая сильное эмоциональное напряжение и желая убить негодяя, Г. ударил спящего Н. молотком по голове. К счастью, сослуживцы заметили происходящее, оттащили ослепленного яростью парня. Да, мстил, но как страшно, ведь мог и убить. Именно за покушение на убийство, совершенное в состоянии аффекта, мальчишка и осужден на 1,3 года, будет отбывать повинность в дисциплинарной части. Все это называется коротким словом «дедовщина».

Говорят, что в армейской среде всего мира существуют неуставные отношения. Только там они принимают форму пусть сурового, но все же воспитания старшими младших, а у нас превращаются в форменное издевательство. Когда это началось? Мужчины старшего поколения утверждают, что ТАКОГО у них не было, велика была роль старшин и сержантов, постоянно находящихся среди рядовых. Играла свою роль и гауптвахта, по непонятным причинам нынче «изведенная». Началось все с развенчания всего и всех - идеалов, героев... Сыграл свою негативную роль фильм, поставленный по книге Полякова «Сто дней до приказа», а уж особенно - своеобразный пасквиль на армию «Стройбат» Каледина. Хотя, честно говоря, при упоминании этой книги прежде всего приходит на память анекдот: «В американской военной академии слушателям говорят - в русской армии есть спецвойска более опасные, чем морская пехота и ВДВ, они называются «Стройбат», им даже автоматы не выдают».

Бог с ними, с автоматами, ведь, как утверждают многие отслужившие, в учебке их тоже ничему не учат, чаще всего офицеры используют бесплатную рабочую силу в своих интересах. Вот в последнее время заговорили о сокращении срока службы, многие люди в погонах возмутились - мол, научить ничему не успеем, техника нынче сложная. Как будто на той же подводной атомной лодке доверяют мальчишкам что-либо посложнее швабры. А раз толком ничему не учат, то и времени свободного достаточно, чтобы дурью маяться. К тому же нередко в армии оказываются парни с отнюдь не безупречным прошлым. Об этом свидетельствует хотя бы одно из дел, рассмотренных Камчатским военным судом. Следствие установило, что Р. постоянно издевался над группой матросов более позднего призыва, заставлял их отжиматься до изнеможения, если отказывались - избивал. Когда Р. взяли под стражу, он напал на конвоира и ранил его отверткой в шею, после чего убежал из части. Искали беглеца несколько месяцев. Ранее Р. был осужден за грабеж на три года лишения свободы условно, на этот раз суд приговорил его к пяти годам пребывания в колонии общего режима. Естественно, с таким контингентом офицерам работать трудно. Остается только ратовать за контрактную армию? Или, как предлагают некоторые специалисты, разрешить в армии дуэль, способную решать конфликты «цивилизованно»?

Как-то в телевизионном интервью Борис Немцов сказал: «Генералы не знают, как управлять армией без дедовщины. Они боятся этого. Когда приходит контрактник, то он же не раб какой-нибудь». Получается, что все-таки главный жупел нашей армии - неуставные отношения, в борьбе с которыми все терпят поражение. Однако в прошлом году прошло сообщение, что майор ракетной части в Еврейской автономной области Константин Кисин защитил кандидатскую диссертацию по теме «Педагогические условия развития культуры межличностных отношений в воинском подразделении», проще говоря - исследовал причины возникновения дедовщины в российской армии. Он пришел к выводу, что этот тяжелый порок можно искоренить, и назвал пути, ведущие к этому.

Не хочется выглядеть пессимистами. Поэтому с радостью воспринимается и эта информация, и утверждения военной прокуратуры о том, что работа ведется, что результаты ее уже видны. Главное - армия нам нужна, особенно такому, мягко говоря, не очень сильному государству, каким стала Россия. Нужно готовить мальчишек к службе, нужно рассказывать о героях, нужно возвращать офицерскому сословию ореол благородства. Только ведь не скроешь от общества, что каждый год погибает на службе более тысячи наших мальчишек, а сотни офицеров при этом осуждаются судами за злоупотребления своими полномочиями.

P. S. Рассказанное в этом материале - не новость. Иногда о неуставных отношениях говорится открыто, порой эти истории передаются из уст в уста. В любом случае проблема требует серьезного обсуждения. Поэтому мы приглашаем к разговору и тех, кто служил в разное время, и тех, кто только собирается в армию или на альтернативную службу, и их родителей, и заместителей командиров по воспитательной работе. Пишите, звоните, сообщайте свое мнение по электронной почте: [email protected].

Автор: Галина КУШНАРЕВА, Екатерина ЕРОШКИНА, «Владивосток»