Под самодельными парусами через Ледовитый… или Золотой век капитана Маркова

Известному полярному капитану Михаилу Гавриловичу Маркову через три дня исполнилось бы 100 лет! Жизнь отмерила ему ровно половину. Его не стало в 50! Ушел и корабль его имени: дизель- электроход «Капитан Марков», который за 20 лет износился полностью, под ноль, как в свое время сердце живого капитана Маркова.

12 нояб. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1655 от 12 нояб. 2004

Известному полярному капитану Михаилу Гавриловичу Маркову через три дня исполнилось бы 100 лет! Жизнь отмерила ему ровно половину. Его не стало в 50! Ушел и корабль его имени: дизель- электроход «Капитан Марков», который за 20 лет износился полностью, под ноль, как в свое время сердце живого капитана Маркова.

Уходят годы, уходят люди, уходят корабли, ...но остается память!

Архангельский помор, выходец из бедной семьи кузнеца, он рос и воспитывался в детском доме, о котором впоследствии написал увлекательную книгу «Трудное детство».

Морскую долю Михаил Гаврилович познал с 15 лет: выходил в рейс на маломерных рыбацких судах Белого моря. Именно отсюда у него такое бережное и внимательное отношение к людям и к делу, которое он пронес через всю жизнь. Продолжая трудиться,

Михаил Марков окончил Архангельское мореходное училище штурманов дальнего плавания. Сбылась мечта детства!

Сложная навигация в Арктике 1954 года стала последней в жизни Михаила Гавриловича Маркова.

Родина высоко оценила его заслуги по освоению Арктики, наградив орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны, не считая медалей.

Из воспоминаний полярных соратников. Николай Федорович Инюшкин, ледовый капитан:

«Моим первым настоящим ледовым капитаном и учителем был Михаил Гаврилович Марков. Именно у него я научился тому, что мы называем умением ходить во льдах.

В памятном конвое РQ–15 в 1942 году мне пришлось видеть, как Михаил Гаврилович отражал атаки фашистских торпедоносцев. Я всегда поражался его выдержке.

Михаил Гаврилович был человеком большого достоинства, спокойствия и скромности.

Исландия, 1942 г., ледокол Красин в составе каравана PQ-15Требовательный к себе, к делу и к людям, он без всякого «напряжения» вызывал желание подчиняться, потому что за требовательностью стояла уважаемая Личность, удивительный труженик!».

Виктор Петрович Лебедев, ледовый капитан:

«Капитан Марков умел работать во льдах с красивой лихостью. Но при этом безаварийно. Его расчеты всегда были точны, а маневры экономны.

Какой бы сложной ни складывалась обстановка, Марков всегда был спокоен и решителен. Высокое мастерство ледокольщика, доброта, общительность вызывали к нему всеобщее и самое искреннее уважение».

Люди приходят на флот по призванию, но море оставляет в друзьях только тех, кто любит его по-настоящему и остается верным ему до конца.

В семейном архиве ледового капитана Маркова сохранилось удивительное стихотворение, посвященное морякам ледокольного флота, датированное 1939 годом. Предполагается, что его автором был Михаил Гаврилович. 10 лет назад, к 90-летию ледового капитана, его сын Владимир Михайлович Марков положил эти стихи на музыку. Так родилась песня, которая сейчас звучит в кругу близких друзей как память обо всех ледовых «пахарях» Арктики.


 ***

…И в шторма, и в полярную ночь
Не кончается наша работа,
Мы готовы любому помочь,
Моряки ледокольного флота!
И когда закипает у рта
Ледяная студеная ванна
И трещат, как орехи, борта
На суровых зубах океана!
В этот день невеселый и час
Никому умирать неохота,
И тогда вспоминают о нас,
Моряках ледокольного флота!
По полям многолетнего льда,
Где рассветы туманны и мглисты,
На буксире ведем мы суда,
Словно «связки» в горах альпинисты…

ВЕХИ СУДЬБЫ

Семья Марковых, 1945 г.В 1930 г. М. Г. Марков - третий штурман ледового парохода «Седов», участник экспедиции к Северной Земле.

В 1932 г. - третий штурман ледового парохода «Сибиряков», совершившего впервые в мире сквозной переход в одну навигацию через Северный Ледовитый океан. Судно потеряло винт в проливе Лонга и под самодельными парусами вышло в Берингово море.

В 1933-1934 гг. в том же проливе Лонга Арктика оставила еще одну отметину в жизни молодого полярника - погиб «Челюскин», на котором М. Г. Марков был вторым штурманом у капитана В. И. Воронина. Эту эпопею можно назвать боевым крещением молодого полярника.

В 1935 г. М. Г. Марков - капитан ледового парохода «Седов», участник первой высокоширотной экспедиции к Земле Франца-Иосифа.

В 1940 г. он назначается капитаном Краснознаменного комсомольско-молодежного экипажа «Красина», самого мощного ледокола Советского Союза, который в годы войны совершил кругосветное плавание, проводил через льды караваны судов, отбивался от фашистских подводных лодок, самолетов.

В последующие годы капитан Марков командовал ледоколами «Адмирал Макаров», «Северный полюс».

С 1950 г. Марков - капитан-наставник. Всю свою энергию и знания отдает новым морякам, капитанам ледовых проводок.

Автор: Петр ОСИЧАНСКИЙ, президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов, специально для «В», снимки из семейного архива ледового капитана Михаила Гавриловича Маркова предоставил для публикации его сын Владимир Михайлович