Кровавая оргия в марсианском саду

Ну что поделать, читатель, Сергей Лукьяненко – популярный писатель. Покупаемый. Приносящий, простите за примешивание алгебры к гармонии, деньги. Потому вполне объяснимо и простительно желание издателей хотя бы раз в полгода выбрасывать на рынок новую книгу Лукьяненко – курочка должна нести золотые яйца, разве нет?

12 нояб. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1655 от 12 нояб. 2004

Сергей Лукьяненко. “Гаджет”. Серия “Звездный лабиринт”. Издательство “АСТ”.

Ну что поделать, читатель, Сергей Лукьяненко – популярный писатель. Покупаемый. Приносящий, простите за примешивание алгебры к гармонии, деньги. Потому вполне объяснимо и простительно желание издателей хотя бы раз в полгода выбрасывать на рынок новую книгу Лукьяненко – курочка должна нести золотые яйца, разве нет?

С другой стороны, надо отдать должное писателю – он не стремится печь свои произведения по принципу “тяп, ляп, вышел кораб”, прекрасно понимая: один раз разочаровавшийся читатель – почти ничего страшного, но читатель, разочаровавшийся дважды, третью книгу уже не возьмет в руки. Поэтому по два романа в год из-под его пера не выходит…

Согласитесь, трагическое несовпадение, из которого, тем не менее, издатель нашел почти приемлемый выход. Как то – выпуск сборников рассказов. Вот и “Гаджет” – как раз сборник. Сюда вошли рассказы, написанные Сергеем Лукьяненко для разных конкурсов, в том числе “Рваной грелки”, а также статьи.

Конечно, если вы следили за “грелочными” конкурсами, то содержание примерно половины сборника уже не будет для вас новинкой в буквальном смысле этого слова. Потому что эти рассказы уже вошли в сборники по итогам “Грелки” и были там по достоинству оценены. Но разочаровываться не стоит. Некую вторичность “Гаджета” с лихвой окупает мастерство Лукьяненко.

Рассказы, как всегда, аккуратные, точно выверенные, хорошо и легко читающиеся, захватывающие, с интригой, симпатичной развязкой и таким родным юмором. Особенно, на взгляд Лоцмана, удался рассказ, чье название вынесено в заголовок сегодняшнего обзора. Это откровенное подшучивание, стеб над “звездными операми”, их заезженными штампами, ходульными персонажами и сюжетными поворотами. Хорошая пародия, в том числе и на самого себя, - все есть в этом рассказе.

Но особого внимания в сборнике “Гаджет” достойны статьи, а скорее - эссе. Давно не читал Лоцман с таким удовольствием рассуждений на темы, ныне волнующие многих, скажем так, близких к слову людей. Например, зачем писателю Интернет? “Если вам срочно потребовалось узнать, кто правил Англией в 1645 году или что такое агглютинация эритроцитов (допустим, вы всего этого не знаете, а ваш герой должен блеснуть интеллектом), то помощь Интернета незаменима.

Но если вам надо не просто вставить в текст пару имен и цифр, а досконально узнать и почувствовать, как действительно жила и управлялась Англия в 1645 году, или показать работу врача-гематолога, то разбросанные по сети тонны словесной руды не помогут. Куда полезнее и удобнее взять в библиотеке пару книг”.

Хорошо сказано, да? На взгляд Лоцмана, замечательно.