«Принцы» и «нищие» городских дорог

Только на первый взгляд сотни тысяч машин, ползущих и несущихся по дорогам Владивостока, не более чем поток разноцветного железа. И сами машины, и поведение водителей настолько индивидуальны, что сколько-нибудь наметанному глазу издалека видно, кто сидит за рулем.

12 нояб. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1655 от 12 нояб. 2004

«Кто есть ху» на владивостокскских автотрассах: мы такие разные, и все-таки…

Только на первый взгляд сотни тысяч машин, ползущих и несущихся по дорогам Владивостока, не более чем поток разноцветного железа. И сами машины, и поведение водителей настолько индивидуальны, что сколько-нибудь наметанному глазу издалека видно, кто сидит за рулем.

Сама марка машины предполагает определенный темперамент ее обладателя и диктует стиль езды. Одно дело – «семейный» микроавтобус или неторопливый универсал, совсем другое – мощный «Форестер» и третье – лифтованный, то есть приподнятый, «Сафарь» со всеми джиперскими «приблудами» в виде ослепительных противотуманок, дуги-«кенгурятника», лебедки и шноркеля. Когда под капотом прячется целый табун лошадей, невыносимо сложно по-стариковски плестись в правом ряду. Правда, дороги для всех одни, и в городе нашем особенно разогнаться негде. Но, с другой стороны, какой русский не любит быстрой езды?

ШУМАХЕРЫ (ДЖИГИТЫ)

Ездят на ревущих приземленных спортивных автомобилях вроде «Супр», «Целик», «Фэйрледи» и «Скайлайнов» с турбинами, нитроускорителями или, на худой конец, прогоревшим глушителем (для аудиоэффекта). Если не хватает денег на настоящий спорткар, передвигаются на дутых «Марках»; от них, особенно если на машине нет госномеров, лучше держаться подальше.

Из увиденных по телевизору автогонок позаимствовали моду не показывать поворотники при перестроениях. Трогаться без пробуксовки ведущих колес, равно как и разгоняться без использования функции «кикдаун», считают ниже своего достоинства. Любят механические коробки передач, спортивный руль, громадные хромированные литые диски, одетые в тоненький слой резины, навороченные спойлеры с «обвесами» и глухую тонировку стекол. Ночью ездят только с дальним светом, обгонять предпочитают по встречной полосе или в крайнем случае по обочине. Если на светофоре вы оказались с таким шумахером рядом, будьте уверены: дождавшись желтого света, он утопит педаль в пол. Ездят шумахеры неплохо (стиль «газ-тормоз-газ»), но нередко переоценивают возможности – как свои, так и машины. Поэтому в аварии попадают исключительно от борзости, сознательно рискуя. Остановить шумахера может открытый люк, подпорная стена, груженый «КамАЗ», иногда – и неподкупный пост ДПС.

Для движения предпочитают крайний левый ряд. Кредо шумахеров: мы ездим по дорогам, а не по правилам!

СИЛАНТИИ 

Эти благодаря полувековому водительскому стажу не допускают откровенных глупостей. Однако реакции нередко уже не хватает, да и к количеству и резвости современных автомобилей силантию привыкнуть сложно. Поэтому перед ними лучше тормозить как можно плавнее.

Перемещаются среднестатистические силантии на допотопных «жигулях»-«копейках» с отвисшим выхлопным трактом, чадящих «москвичах», а также японских автомобилях 80-х годов рождения, до дыр проржавевших, противно скрипящих и скрепленных проволокой. Непременный атрибут силантия – кепка на голове (как правило, ровесница авто). Дым из выхлопной трубы имеет синий цвет. Концентрация силантиев резко возрастает на загородных трассах в дачный сезон.

БЛОНДИНКИ

Это далеко не все женщины, более того - цвет волос значения не имеет. Блондинка – состояние души. Едет она не нагло, но может попасть в сложную ситуацию или даже аварию по недомыслию. Блондинка не сразу поймет, что движется по встречной полосе (остервенелые сигналы окружающих водителей примет за проявление мужского внимания), она способна еле-еле плестись в крайнем левом ряду только потому, что километра через три ей нужно будет поворачивать налево. Считает, что буквального соблюдения правил вполне достаточно, а зеркала заднего вида существуют для того, чтобы поправлять прическу и подкрашивать губы. Охотно впадает в ступор.

Блондинки предпочитают сравнительно свежие и модные автомобили (в зависимости от толщины кошелька покровителя). Главный критерий, предъявляемый к машине – «чтобы была красивая». Блондинки попроще и полегче передвигаются на малолитражных «Платцах» и «Демио», крошечных «Витцах» и «Марчах». Более солидные предпочитают высокую посадку паркетников вроде «Тойота-РАВ4», «Паджеро-Джуниор» или «Дайхатсу-Териос». Самые серьезные выбирают джипы «Прадо» или даже полноценные «Лендкрузеры», в которых они смотрятся просто неотразимо. Во всяком случае, в этом уверены сами блондинки…

Заглянув в салон автомобиля типичной блондинки, вы учуете ароматную «вонючку», увидите свисающие со стекол мягкие игрушки (ничего, что они ухудшают обзор), шишечку-«спиннер» на руле, без которой хрупкой блондинке не под силу вращать баранку одной рукой, и укутанный в бархатистый чехол рычаг автоматической коробки передач. «Механику» блондинки не признают в принципе.

ЗАЩИТНИКИ РОДИНЫ

Российская армия действительно представляют собой грозную силу. Во всяком случае, служебные автомобили с черными номерами многие владивостокские автолюбители предпочитают объезжать подальше. Автомобили у армейцев крепкие (минимум – «уазик», максимум – огромный тягач или набитый личным составом «Урал»), добиться в случае аварии выплат от Минобороны будет очень непросто, а соблюдению правил дорожного движения некоторые водители-призывники предпочитают точное и неукоснительное подчинение приказам командира и требованиям уставов.

СТРАЖИ ПОРЯДКА

Владивостокские милиционеры очень любят «Тойоты-Крауны» за их надежность, мощность и выносливость. Тем не менее спошь и рядом ездят на «жигулях» и «УАЗах» - видимо, по причине зависимости от государства. Именно органы милиции – чуть ли не единственные в нашем городе обладатели «ВАЗов»-«десяток». Что касается собственно вождения, то милиция, скажем лаконично, бывает разная.

МАРШРУТОЧНИКИ

Находятся в состоянии плохо скрытого конфликта с автолюбителями. Их можно понять: «частники» отбирают хлеб у представителей автобусного бизнеса, загромождают дороги, зачастую не желают уступать маршрутке, отъезжающей даже от обозначенной остановки. Но можно понять и водителей, не выносящих маршрутки: водители автобусов нередко ездят со смелостью, граничащей с наглостью, причем далеко не всегда это подкреплено водительским профессионализмом. Достаточно вспомнить недавние случаи, когда во Владивостоке один водитель маршрутки вылетел на тротуар из-за приключившегося с ним эпилептического приступа, другой в пьяном виде опрокинул свой автобус на АЗС в районе Постышева, а третий, не справившись с управлением на подъеме, откатился назад настолько, что въехал в легковушку. Времена, когда водители автобусов считались шоферской элитой, давно прошли.
Дым из выхлопной трубы - черного цвета.

ПЕШЕХОДЫ-КАМИКАДЗЕ

Они такие же участники дорожного движения, как и водители, хотя не желают этого осознавать. А так как права на свободное перемещение по улицам за переход дороги на красный свет у них никто не отберет, водительское сообщество ведет нелегкую борьбу за повышение грамотности пешеходов своими методами. С переменным успехом. Потому что пешеход, гласит народная мудрость, всегда прав, даже когда мертв. Последняя мысль такого камикадзе - «не трамвай, объедет»…

* * *

Охотников пошустрить на дороге у нас хватает. Но интересно, что действительно серьезные люди ведут себя на дороге гораздо корректнее. Во-первых, они ценят купленные на самостоятельно заработанные деньги дорогие машины, во-вторых, у них нет необходимости доказывать другим (и себе в первую очередь) собственную крутизну. Они уже состоялись и подтверждают это иначе, нежели мальчишескими «светофорными гонками».

В нашем автомобильном городе очень много нормальных, хороших и даже отличных водителей. Узнать такого на дороге очень просто: он не бросается в глаза.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»