Ампутация за ненадобностью

Может, в своей основной массе жители Хорольского района еще и не знают, но посвященная общественность, а также врачи и медперсонал уже не одну неделю находятся на подъеме. Губернатор Приморья сдержал слово и выделил-таки 3 миллиона рублей на ремонт хирургического отделения центральной районной больницы. Уже к Новому году, уверен глава администрации района Александр Якуша, помещения этого отделения, несколько лет представлявшие из себя гнойную рану на здоровом теле учреждения, наконец-то приобретут подобающий вид.

10 нояб. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1653 от 10 нояб. 2004

Может, в своей основной массе жители Хорольского района еще и не знают, но посвященная общественность, а также врачи и медперсонал уже не одну неделю находятся на подъеме. Губернатор Приморья сдержал слово и выделил-таки 3 миллиона рублей на ремонт хирургического отделения центральной районной больницы. Уже к Новому году, уверен глава администрации района Александр Якуша, помещения этого отделения, несколько лет представлявшие из себя гнойную рану на здоровом теле учреждения, наконец-то приобретут подобающий вид.

Был там форменный каземат с облезлыми стенами, аварийными системами водо- и теплоснабжения, а также полным отсутствием гигиеническо-туалетных услуг. Впрочем, в недалеком будущем далеко не всем жителям Хорольского района предстоит оценить новое содержание хирургического отделения, потому что, согласитесь, не всем же  потребуются  услуги мастеров скальпеля. Наоборот, желаем, чтобы их стало меньше. Поскольку на экскурсии сюда не водили и водить не будут, то этот ремонт вряд ли снимет напряжение, вызванное у хорольчан некоторыми структурными изменениями в здравоохранении района, которые местные острословы называют одним словом – ампутация, выражая таким образом свое негативное отношение к происходящему.

Между тем даже по медицинским канонам ампутация – это не всегда плохо. Например, даже дилетанту ясно, что при гангрене иного выхода просто нет. Наше здравоохранение, конечно, не заражено гангреной, но за щедрые и расточительные годы советской власти жирок нагуляло – это точно. И его излишки, по мнению затеявших реформирование отрасли, теперь мешают улучшить качество дела.

Возьмем поселок Ярославский, жители которого особенно буйно протестуют против сокращений в местной больнице. А надо сказать, что раньше здравоохранение этого поселка стояло особняком и выделялось в лучшую сторону. Конечно, причина тому – всемерная забота о здоровье своего коллектива руководителей Ярославского ГОКа. Здесь даже больница наряду с существующей центральной районной в Хороле тоже имела статус районной и обслуживала также жителей близлежащих семи весьма многолюдных сел. Теперь ей уготована роль участковой, впрочем, с профессиональной ответственностью за ту же территорию. Да вот людей на ней стало проживать гораздо меньше.

В поселке Ярославском вместо 15 тысяч человек сейчас живет  чуть больше 10. Поредели и села, нагрузка на медиков значительно снизилась, а потому секвестрировать в больнице стали целые отделения. Родильное, потому что его коллектив по понятным причинам остался практически без работы; детское, потому что новорожденные 80-х выросли, а в 90-е поселок изрядно «отощал» на молодежь, а та, что осталась, не желала улучшать статистику рождаемости; инфекционное – оно просто объединено с Хорольским. Зато сохранили стационар на 38 коек, а дневной - так на все 40. А недавно в местную службу скорой помощи поступила еще одна спецмашина. Так что не все так плохо, хотя могло быть и лучше, особенно что касается ремонтов и укрепления материальной базы. Но вот беда: местный бюджет в последние годы стал недосчитываться миллионов рублей из-за того, что Ярославский ГОК перестал отчислять  налоги.

Впрочем, это не те деньги, которые смогли бы удержать процесс сокращения медперсонала. Ведь сейчас финансирование отрасли не сметное, а программное по нормативам, и штатное расписание, как это ни парадоксально звучит, напрямую зависит от числа пролеченных. Например, по нормативам и под существующий штат Ярославскую больницу должны посещать 4200 человек в месяц, а фактически посещают три тысячи человек. Понятно, что страховая компания оплачивает лечение лишь тех, кто фигурирует в документах. Это означает, что врачи недобирают в зарплате, и, если так продлится и дальше, рано или поздно встанет вопрос о сокращении штатного расписания.

С Нового года норматив еще более повысится, и если, как откровенно сказал один знакомый врач, ярославцы будут продолжать так не активно болеть, то процессы оптимизации расходов в их больнице по настоянию страховой компании продолжатся. Это, конечно же, почти шутка, но в ней есть и сермяжная правда. Не только в болезнях дело, а в том, что если вам говорят, что надо пройти в смотровой кабинет и сделать флюорографию, то это надо исполнять. Все это оплатит страховая компания, чем и поддержит больницу или поликлинику.

Проще говоря, если у вас есть страховой полис, то пользуйтесь им. А то ведь многие с пафосом утверждают, что ни разу им не воспользовались. Что за подвиг? Мало того что за своим здоровьем не следят, так еще и способствуют своим  поведением дальнейшей ампутации уже и так оставшегося без лишних наростов здравоохранения.

Врачам надо дать работу. И если в Ярославке ширится движение за возврат родильного и детского отделений, то совет можно дать лишь один – рожайте, делайте детей днем и ночью, и тогда, будьте уверены, и районные власти, и краевые, и, что особенно важно, страховая компания очень быстро вернут эти подразделения.

Ну а как же еще иначе?

СПРАВКА «В»

10 сентября 2003 года на Ярославском ГОКе было введено конкурсное управление, цель которого, как известно, одна – найти покупателя на основные фонды. Сначала новая команда попыталась продать комбинат частями, но ее устремления натолкнулись на однозначность закона: градообразующее предприятие, а именно таковым официально признан ГОК, нельзя реализовывать частями, только всем бизнесом. Более того, новый хозяин обязан обеспечить не менее 70 процентов рабочих мест от прежнего штатного расписания. Покупателя так и не нашли, и 6 октября 2004 года арбитражный суд продлил конкурсное управление. Самое замечательное во всей этой истории то, что все эти годы комбинат работал, выпуск плавикового шпата рос, фонд зарплаты тоже, а вот налоги, в том числе на доходы физических лиц (всем известный подоходный), в местный бюджет не поступали, на что комбинат не имел никаких законных оснований. В 2003 году район недополучил более 7 миллионов. С начала этого года комбинат начал погашать долги и уже перечислил в бюджет 6 миллионов, но все равно остался должен 12 миллионов, из них 10 – подоходный налог, который должен отчисляться при любых катаклизмах. А еще около 3 миллионов в бюджет должны два местных угольных разреза. Словом, по меркам Хорольского района речь идет о колоссальных средствах, часть которых, безусловно, могла бы пойти на поддержание здравоохранения.

Автор: Евгений ИЗЪЮРОВ, «Владивосток»