Музей – тоже бизнес, или Новые технологии в музейном деле

Ирина Щербакова – исполнительный директор Ассоциации менеджеров культуры – москвичка. Во Владивосток приехала всего на три дня. В рамках визита обсуждалась одна, но очень важная тема: как вписывается менеджмент в привычные рамки музейного дела, традиционно представляемого занятием консервативным и, что греха таить, довольно скучным.

5 нояб. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1652 от 5 нояб. 2004

Ирина Щербакова – исполнительный директор Ассоциации менеджеров культуры – москвичка. Во Владивосток приехала всего на три дня. В рамках визита обсуждалась одна, но очень важная тема: как вписывается менеджмент в привычные рамки музейного дела, традиционно представляемого занятием консервативным и, что греха таить, довольно скучным. С этого и началась беседа с корр. «В».

- Как вы относитесь к музею? – спросила Ирина.

Вопрос смело можно причислить к разряду риторических. Большинство из нас, не задумываясь, нашло бы ответ: из воскресных развлечений поход в музей выбираешь в последнюю очередь. Почему? Новое время требует новых форм. От музейщиков в первую очередь. Новых форм в подаче материала и в ведении дела. Ничего не попишешь: рынок заставляет крутиться.

Традиционно России приписывают отставание от цивилизованного мира лет так на 50-60. Между тем проблемы наших музеев очень схожи как раз с цивилизованным миром. Исключение составляют «монстры» - Лувр, Британский музей, Третьяковка и проч.

- Как-то мы возвращались с одного из семинаров с Дитером Болтнером (Германия), участником отборочного комитета конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», - рассказывает Ирина Щербакова. – Он давно занимается вопросами арт-менеджмента и заявил однозначно, что никакого отставания России от Европы нет. Проблемы одни и те же – поиски финансов, разработка грантовых проектов, новые программы и новые экспозиции. И если раньше мы говорили, что проблему решить невозможно, то сейчас подход иной. Я здесь, чтобы решить проблему. В чем она заключается?

…А она заключается в том, чтобы найти пути выживания для маленьких музеев. Их ищет новое поколение, для которого менеджмент в культуре – не малознакомое понятие, а единственный способ жить и работать. Есть и задача, на первый взгляд, довольно пафосная – помочь людям услышать друг друга. Не секрет, что российское общество сегодня разделилось на имущих и малоимущих. И если первые не слишком задумываются о том, на что потратить средства, то вторые выбирают.

Оказывается, выстроить единое культурное пространство возможно и даже интересно. Разные поколения, разное образование, разная сфера занятости зрителя – не помеха. Вопрос в том, что и как предлагать. Тот же Ботанический сад. Можно предложить только входной билет. А можно мини-экскурсию по цветочному массиву. Оборудовать зону отдыха. Организовать продажу цветов, наконец. А еще предложить отдыхающим сочинить экспромт. К примеру, на тему: арт-объект из пластиковых бутылок, брошенных несознательными отдыхающими. Да мало ли что еще?

После перестройки довольно многие прошли западную школу арт-менеджмента. Правила, выработанные в других странах, не всегда приживались в России. Неудивительно, мы довольно долго жили по принципу: у советских собственная гордость. Но опыт постепенно все расставил на места. Научились учитывать интересы аудитории, для начала, между прочим, поняв, что звание «посетитель музея» устраивает вовсе не всех. 95 процентов придет, как говорится, только за интерес. Культуру надо научиться подавать, или, что точнее, продавать.  То есть произвести культурный продукт. У музея в этом смысле – простор. Развлекательные, образовательные, рекреационные функции – двигайся в любом направлении. Кстати, Ирина Щербакова нашла в нашем городе хороший пример: проект «Музейный трамвай», осуществленный на грантовой основе музеем им. Арсеньева.

Занудная экскурсия с историческими сведениями превратилась в прогулку по городу на трамвае, где меняющаяся «картинка» за окном послужила частью экспозиции...

Автор: Ольга ЗОТОВА (фото автора), «Владивосток»