На Первой Речке отдыхали приказчики, на Седанке – умственная аристократия
Экскурсионный совет международного выставочного центра музея им. В. Арсеньева снискал славу создателя эксклюзивных экскурсионных маршрутов, которые пользуются завидной популярностью. В его послужном списке их десятки: “Городской голова в судьбе Владивостока”, “Живая память”, «Романовы во Владивостоке», «Полцарства за коня», «Летите, голуби!».
Экскурсионный совет международного выставочного центра музея им. В. Арсеньева снискал славу создателя эксклюзивных экскурсионных маршрутов, которые пользуются завидной популярностью. В его послужном списке их десятки: “Городской голова в судьбе Владивостока”, “Живая память”, «Романовы во Владивостоке», «Полцарства за коня», «Летите, голуби!».
Сегодня мы попросили представить одну из них - “Загадки владивостокских пригородов” краеведа Нелли Мизь, автора экскурсии.
- Отношение к пригороду – к участку при городе, где люди не жили, а только отдыхали, – постоянно менялось. Кто бы мог подумать, что 100 лет назад пригородом считалась… Первая Речка.
“Местность Первая Речка знаменита своим пивным заводом, в маленьком садике которого владивостокский буржуа проводит за кружкой пива весь праздничный досуг, - сообщал в своих путевых впечатлениях в 1900 г. г-н Хроновский. – Это любимое место отдыха и развлечения для приказчиков, конторщиков и всевозможных маленьких, зависимых по своему положению людишек. А вот Седанка - место гуляний и пикников более солидной публики и представителей денежной и умственной аристократии… Сюда по воскресеньям любят отправляться более требовательные городские интеллигенты, не любящие веселиться на глазах у публики”.
А поставлял пенящийся напиток отдыхающим германский подданный Николай Рик, прекрасный пивовар. Он приехал во Владивосток, когда ему исполнилось лишь 22 года, и больше с городом никогда не расставался.
Заводик он взял в аренду за 5 тысяч рублей в год у Ивана Семенова (не путать с Яковом Семеновым). Пиво низкого сорта стоило 15 коп. за бутылку, высшего – 20. В год выпускалось около шести тысяч ведер пива.
Сейчас здесь, в районе бухты Кирпичного завода (именно так она официально называется), находится нефтебаза, а перед этим были еще керосиновые склады Нобеля. Над этой же бухтой 18 августа
1945 г. был сбит камикадзе, поручик военно-воздушных сил Японии Циоторо Иосиро, которому было приказано нанести таранный удар на скорости 550 км в мостик корабля или в самый большой дом. Он выбрал нефтебазу. Водолазы подняли кабину самолета и нашли тело летчика. А сбил камикадзе служивый с танкера “Таганрог”.
КАК ЗА НЕДЕЛЮ ИЗ ТАЙГИ ПЛАЦ СДЕЛАЛИ
А вот район Второй Речки, исторически сложилось, был связан с авиацией. Так, в 1932 г. гидросамолет, пилотируемый А. Шляпниковым, доставил из Хабаровска на Вторую Речку первых четырех пассажиров. А в следующем году был совершен уникальный рейс Владивосток – Камчатка на гидросамолете “Савойя”.
Но вообще-то площадка под аэродром появилась здесь еще в 1914 году. С этим связана, можно сказать, трагикомическая история. Ждали приезда военного министра Сухомлинова. Для приема высокого чина решили приготовить плац. Более или менее равнинное место нашли в районе Второй речки, но здесь стояла вековая тайга. Для того чтобы ее выкорчевать, по прогнозу специалистов, требовалось несколько месяцев, а министр должен был приехать через 10 дней. Тогда поступили чисто по-русски. На место прибыла 3-я стрелковая дивизия в полном боевом составе с кухнями и палатками. Работали неделю – 15 тысяч солдат и офицеров, несколько сотен артиллерийских лошадей. В каждом полку гремел оркестр. Через семь дней долина Второй речки превратилась в идеально ровный плац. Инспекция Сухомлинова была до обидного краткой, он объехал плац, не выходя из машины…
Летом того же года на это Марсово поле, как его стали называть, доставили в разобранном виде два аэроплана “Блерио”, их собрали и опробовали в полете. А вскоре здесь организовали единый авиаотряд, который возглавил штабс-капитан Никифоров. Аэродром просуществовал до конца 50-х годов, пока не стали строить Большой Владивосток.
НАШ «ОТВЕТ ЧЕМБЕРЛЕНУ»
А седанкинский аэродром (его площадь 115 га) сооружало управление НКВД в 1943-м. Сейчас 25 га аэродромной земли отданы… под коттеджи.
Видимо, времена, когда бредили небом, прошли. А ведь известно, что летом 1922 года на том месте, где сейчас находится парк им. Лазо, открылся сад «Авиадруг». На деньги дальневосточников в те же годы были построены самолеты, которые отправились в отряд “Дальневосточный ультиматум”. В конце 20-х Далькрайисполком принял решение построить самолет для авиационной эскадрильи под названием “Ответ Чемберлену”- за счет снижения административных расходов. А чекисты Владивостока в день третьей годовщины со дня смерти Дзержинского двухдневный заработок перечислили на постройку эскадрильи им. Дзержинского.
Во Владивостоке были также собраны средства на постройку дирижаблей “Правда” и “Клим Ворошилов”.
Но самым большим поклонником неба, бесспорно, был летчик- испытатель Петр Нестеров, который прибыл во Владивосток в 1906 году, служил здесь, поднимался на воздушном шаре и мечтал выкрутить свою «мертвую петлю», идею которой он подсмотрел в цирке, правда, делали ее на велосипеде. Нестерова многие считали фантазером и частенько подтрунивали над ним, однажды в журнале появилась эпиграмма:
Ненавидящий банальность,
Полупризнанный герой,
Бьет он на оригинальность
Своей мертвою петлей.
Нестеров тотчас ответил:
…Одного хочу лишь я,
Свою петлю осуществляя,
Чтобы «мертвая петля»
Была бы в воздухе живая!
Трехчасовая экскурсия «Загадки владивостокских пригородов» рассказывает о многих интересных подробностях из жизни этого дачного района: о том, как получила свое имя станция Океанская, кто разводил на Седанке виноградники и тутовых шелкопрядов, где пил прощальный чай цесаревич Николай, покидая Владивосток в 1891 году.
Обо всем этом «В» расскажет в следующем выпуске рубрики «Мифы и легенды Владивостока».
Автор: Записала Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток»