Взгляд на проблему

В октябре этого года Государственная дума планировала в очередной раз рассмотреть проект закона «О профессиональных союзах военнослужащих». Это говорит о том, что проблема назрела, а скорее даже перезрела.

2 нояб. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1649 от 2 нояб. 2004

Не хочется оказаться  в  банановой  республике, или Зачем военным профсоюзы

В октябре этого года  Государственная дума планировала в очередной раз рассмотреть проект закона «О профессиональных союзах военнослужащих». Это говорит о том, что проблема назрела, а скорее даже перезрела.

Зачем военным профсоюз? За ответом на этот вопрос корреспондент «В» обратился к Юрию Тарлавину, председателю Приморской организации Общероссийского профсоюза военнослужащих, которая существует в крае уже 10 лет.

- С завидным постоянством пресса обращается к армейским темам дважды в год: весной и осенью, когда начинается призыв. И с завидным постоянством публикации по этому поводу получаются из серии «ужастиков»: армия - тюрьма для солдата, нищета  -  для офицера. На самом деле обстановка в вооруженных силах намного сложнее и драматичнее.

Армия. Профсоюзы. Еще 10 лет назад для нас это были взаимоисключающие понятия. Вспомнить хотя бы расхожую фразу, с которой обычно начинал встречу с новобранцами бравый сержант: «Запомните, здесь армия, а не профсоюз».

Да, армия немыслима без строгой дисциплины и единоначалия. Но, с другой стороны, пришло время, когда общественный контроль над армией стал просто необходим. Как и защита интересов самих военнослужащих, от солдата и матроса до генерала и адмирала, - независимо от того, какая армия будет у Российского государства - профессиональная «по призыву» или смешанная.

Армия не должна сама себя защищать, иначе это будет уже банановая республика, а не демократическое государство. Когда в 1991 году вся система политорганов в Вооруженных силах СССР рухнула, в системе социальной защиты образовалась огромная брешь, а точнее сказать - пустота.

- Что представляет собой независимый  Общероссийский профсоюз военнослужащих?

- Это организация, которая призвана защищать интересы военнослужащих на всех уровнях: в правовой, социально-бытовой, жилищной сфере и не должна забывать при этом о поддержании здорового морального климата в воинском коллективе, о кодексе офицерской чести.

- А за счет чего вы живете?

- Прежде всего помогают программы, которые мы разрабатываем и осуществляем. Так, можно говорить о программе, созданной по жилищным сертификатам, здесь мы сотрудничаем с правительством. Есть также организация, которая занимается переподготовкой военнослужащих.

Однако проблема «номер один» - работа непосредственно  в воинских  частях. У нас практически все профсоюзные территориальные организации занимаются уволенными в запас военнослужащими, хотя закон о профессиональных союзах, правах и гарантиях, закон о статусе военнослужащего как раз говорят о праве действующего военнослужащего быть членом профсоюза.

- Однако, насколько известно, «прописать» профсоюз в воинской части может только специальный закон. Но его-то как раз и нет.

- Действительно, его пока еще только собираются принять. А проблемы существуют, их целый вал. Прежде всего социальной защиты: жилья, образования детей, трудоустройства офицерских жен. А конфликты, связанные с взаимоотношениями внутри воинских коллективов, еще более усугубились.

- И как вы работаете в такой непростой ситуации?

- Создаем территориальные организации, в этом случае мы можем привлечь к работе военнослужащих из части, которая расположена на территории этого района. В Приморье сейчас действуют территориальные организации военных профсоюзов: в Пожарском районе, в Уссурийске, Артеме, во Владивостоке.

- Назовите круг проблем, которые вы беретесь решать и решаете.

- Для нас важно прежде всего создание системы, которая уже сама по себе будет защищать людей в погонах и уволенных в запас. Вот почему мы так плотно работаем с Законодательным собранием Приморского края. По нашей инициативе была создана временная комиссия по делам граждан, уволившихся с воинской службы. Сейчас ее возглавляет Геннадий  Бучирин. Мы предлагаем сделать ее постоянной.

Опять же профсоюз разработал проект закона о дополнительных социальных гарантиях для граждан, уволенных с воинской службы и избравших Приморский край для постоянного проживания. К сожалению,  до финишной прямой он пока так и не дошел.

- Бывшие военнослужащие все чаще стали уезжать из наших мест.

- Это одна из самых болевых точек. Если в центральной России на месте последней службы остаются до 70 процентов бывших военнослужащих, то  у нас - меньше 30. И ситуация лишь усугубляется, что не может не огорчать. Нужна умная, действенная государственная  программа, которая сделала бы Дальний Восток привлекательным для проживания. В связи с этим военный профсоюз внес несколько дополнений в федеральный закон, например о гражданстве. Мы предлагаем следующее: ускорить процесс получения гражданства для бывших военнослужащих, которые выберут местом проживания Дальний Восток.  А еще для уволенных в запас военнослужащих, проживающих в южных приграничных районах Дальнего Востока,  увеличить  коэффициент - с 1,2 до 1,3.

Мы также внесли такое предложение: пусть у нас в Приморье ветераны военной службы получают свои льготы не в 60 лет, до которых еще дожить надо, а по достижении предельного возраста нахождения на службе - это на 5-10 лет раньше. Тем более что федеральные ограничения в этом плане сняты и наше местное законодательство вполне может решить этот вопрос положительно.

- Какие вопросы самые больные?

- Жилищные. Вот лишь одна цифра, как показали результаты проверок, по линии министерства обороны  из программы жилищных сертификатов похищено 168 млн. рублей. У нас на Тихоокеанском флоте, по данным прокуратуры, из 2707 выданных ГЖС 502 - с нарушением закона. Хочу заметить, мы сами проверили реализацию всех сертификатов, выданных  во Владивостоке, - это 170 квартир. Только два из договоров не вызвали сомнений.

Но самое страшное в этой истории, что  большое число военнослужащих, уволенных в период с 1993 по 1998 г., вообще никуда не попали.  Гарнизоны были закрыты и  расформированы, а люди сразу перестали быть владельцами своего жилья. Это поселки Смоляниново, Романовка - их десятки...

Что тут можно сказать, такое ощущение, что люди, принимающие такие законы, живут на другой планете.

А ведь профессионал в погонах  должен быть профессионально защищен. 

* * *

Профсоюзы военнослужащих имеются более чем в 20 европейских странах. Они объединены в Европейскую ассоциацию военных союзов ЕВРОМИЛ, которая имеет статус наблюдателя в Совете Европы, Европарламенте и НАТО. Но  профсоюзы военнослужащих разрешены не во всех странах. Их нет, к примеру, во Франции, США,  зато в Германии, Бельгии, Англии, странах Скандинавии профсоюзы имеют большой вес. Достаточно сказать, что они заключают договоры по социальной защите военнослужащих  с правительствами стран, а не с профильными министерствами.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»