Атака на пиво продолжается

И снова о пиве. Далось им это пиво в последнее время! В прошлый раз мыслительный процесс завершился существенным ограничением пивной рекламы, запретом на продажу пива несовершеннолетним, а также в детских, учебных и лечебно-профилактических учреждениях.

29 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1648 от 29 окт. 2004

Недавно наши депутаты снова думали.

И снова о пиве. Далось им это пиво в последнее время! В прошлый раз мыслительный процесс завершился существенным ограничением пивной рекламы, запретом на продажу пива несовершеннолетним, а также в детских, учебных и лечебно-профилактических учреждениях.

Теперь парламентская мысль, окрыленная успехами в борьбе с пивоварами, пошла еще дальше – разработчики закона и вовсе решили запретить пить пиво.

Говоря языком документальным, в конце сентября члены думского комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму одобрили поправки ко второму чтению законопроекта «Об ограничении розничной продажи и потребления в общественных местах пива и напитков, изготавливаемых на его основе». Депутаты предлагают запретить «употребление пива на улицах, стадионах, в скверах, парках, транспортных средствах общего пользования, а также в других общественных местах». Другими словами, пить пиво можно будет только в специально оборудованных местах, ну и дома, конечно.

По-видимому, можно констатировать появление нового российского законодательного ноу-хау – решение проблем путем запрета. Если, например, СМИ неправильно показывают какие-то события, то незачем это показывать вообще, а если некоторые рекламные ролики неэтичны, наложим запрет на всех пивоваров. Теперь вот будем повышать культуру потребления пива насильно. Вполне логично предположить, что следующим шагом нам запретят на улице есть мороженое и конфеты – чтобы фантики не кидали. А чем не способ борьбы за чистоту улиц?

А учитывая то, что под действие закона не попали другие слабоалкогольные напитки вроде различных коктейлей, вообще непонятно, как он может сократить число пьющих и пьяных на наших улицах. Просто вместо пива станут больше покупать химические газированные жидкости и так же пить их в автобусах, электричках и на лавочках в скверах. Одна беда – не люблю я, например, эти джины-тоники и прочие сидры, а предпочитаю натуральные напитки. И вот в хорошую погоду, когда хочется прогуляться или просто посидеть на свежем воздухе, расслабиться с бутылочкой пива, мне предлагают отдыхать в прокуренном баре (которого еще может рядом и не оказаться), в непонятной компании, да и пиво там дороже на порядок!  

Заместитель директора по развитию продаж в России компании «Балтика» Константин Еников так оценил последние думские инициативы: «Что-то подобное мы уже проходили во времена «сухого» закона. Как показало время, запрет не привел к желаемым положительным результатам. Чтобы действительно что-то изменить, государство должно провести целый комплекс согласованных социальных мероприятий. Это недавно поняли в Финляндии, где «сухой» закон был недавно отменен.

Проблема распития пива в автобусах, метро – это вопрос элементарного этикета, норм приличия, которым надо учить детей со школьной скамьи. У нас в стране и так слабая культура потребления напитков, ее необходимо развивать, а не давить запретами».

Несомненно, пивная культура в нашей стране далека от той же Англии или, скажем, Германии. Но в Европе эту культуру воспитывают, причем годами, а не пытаются силком загнать в пабы и клубы. Мы же, как всегда, выбираем свой собственный путь.

В заключение хочется напомнить депутатам, что запрет чего-либо никогда не был эффективным решением, более того, часто такая мера приводила к абсолютно противоположным результатам. Это красочно продемонстрировала еще библейская Ева, ибо «сладок запретный плод».

Автор: Сергей ПЕТРОВ, специально для «В»