Смысл есть – любовь...

Имеется в виду смысл жить вообще, а не просто ходить на работу, расследовать «глухое» уголовное дело, есть суп в ближайшей кафешке. Многократно повторенное многими людьми в финале фильма «Богиня: как я полюбила» слово возводит чувство в квадрат, в куб, в следующую степень, чтобы противостоять одиночеству: «Смысл есть – любовь»… Титры, свет в зале, пресс-конференция с продюсером, автором сценария, режиссером, главной героиней фильма Ренатой Литвиновой.

29 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1648 от 29 окт. 2004

Имеется в виду смысл жить вообще, а не просто ходить на работу, расследовать «глухое» уголовное дело, есть суп в ближайшей кафешке. Многократно повторенное многими людьми в финале фильма «Богиня: как я полюбила» слово возводит чувство в квадрат, в куб, в следующую степень, чтобы противостоять одиночеству: «Смысл есть – любовь»… Титры, свет в зале, пресс-конференция с продюсером, автором сценария, режиссером, главной героиней фильма Ренатой Литвиновой.

Как говорится, до «Богини…» надо было дорасти. Мама Ренаты страшно любила кино. Она брала маленькую дочку с собой на вечерние киносеансы, а чтобы той не было скучно, покупала яблоки. Так и сидела Рената рядом с мамой в темном зрительном зале, хрустя яблоками… В школе испытывала страшное чувство одиночества, держалась подальше от «всех этих учеников и учительниц»… В 10-м классе решила поступать на сценарный факультет ВГИКа и поступила с первого раза. Заслужила звание белой вороны 90-х… Тернистый кинематографический путь приносил не столько лавры, сколько абсолютно противоречивые мнения: одни считали Литвинову гениальной, другие сумасшедшей. Ее фильмы – или шедеврами, или полным бредом. Пока Эдвард Радзинский не откликнулся на ее предложение поставить римейк фильма «Еще раз про любовь» и не отдал ей свой сценарий «104 страницы про любовь». Маститый драматург сделал это легко, поскольку интуитивно угадал в Ренате современную героиню, которая воплотит все странности любви. Получился фильм-чувство «Небо. Самолет. Девушка». Собственно, Лара из той ленты – это и есть Фаина из «Богини...». Потому что фильм все о том же, о любви.

Синопсис: в некоем отделении милиции работает следователь Фаина, одинокая женщина, расследующая дело о похищении девочки-подростка. Дело зашло в тупик. И раскрыть его традиционными методами – сбор улик, доказательства, логические умозаключения - не удается. Фаина полагается на интуицию. В свободное от работы время она пьет коньяк марки «Старый город» и видит сны, в которых к ней приходит ее умершая мать и зовет к себе, на небо, где Фаина найдет все ответы и смысл жизни – любовь. Вот такая история… Представить авторскую фантасмагорию Рената прилетела во Владивосток лично, оказавшись вовсе не жеманной и неестественной ломакой, а деловой и энергичной дамой (вместе с представителем Московского винно-коньячного завода, оказывающего финансовую поддержку), умело продвигающей свой продукт. То есть фильм. Эксклюзивное интервью корреспонденту «В» Рената Литвинова дала сразу после показа.

- Рената, ваш фильм о тотальном одиночестве. Вряд ли эту тему можно назвать популярной, почему вы ее выбрали?

- Эта тема не может быть популярной или непопулярной. Она вечная. Мне кажется, каждый человек в этой жизни одинок. Нельзя сказать, что я себя так уж радикально ощущаю заброшенной. Но на самом деле любая причастность к кому-либо или к чему-либо - это то самое заблуждение, которому человек поддается в течение жизни. На самом деле и в счастье, и в горе, и в смерти мы одиноки. Даже если у нас есть близкие, мы не должны цепляться за них.

- В вашем фильме довольно экзотический актерский набор – Максим Суханов, Виктор Сухоруков, Светлана Светличная. Все они личности, мягко говоря, сложные. По какому принципу вы выбирали их и как вы работали вместе?

- Набор, честно сказать, просто был прислан мне свыше, если уж мы говорим о фильме, в котором так много мистического. К примеру, как объяснить то, что все мужчины, которые работают в фильме, рождены практически в одно и то же время – летом, в один зодиакальный период? А Суханов и Сухоруков - просто в один день? Светлану Светличную я пригласила неожиданно (должна была сниматься Нонна Мордюкова в роли матери Фаины, но она заболела) и ничуть не пожалела. Отношения сложились с каждым актером по-разному, знаете, как в присказке: и они отправились в путь. Но как там, в пути? Не всегда легко… После фильма я окончательно поняла, что мне очень близок актер-типаж. Он интереснее. Фильм снимался по недописанному сценарию, и если бы актеры не чувствовали некоего состояния, не обладали  воображением, картина не получилась бы.

- Ваша героиня Фаина, полагающаяся в восприятии мира прежде всего на свои ощущения, во всем видящая знак, - это вы?

- Правильнее сказать, это часть меня. Какие-то мистические вещи происходят на самом деле. В Южно-Сахалинске ворона действительно украла у меня ложку с подоконника. В этом же городе я отстала от самолета. Эти эпизоды есть в моих фильмах.  Я еще подумала: ничего не существует отдельно от реальной жизни… Вообще разговор о мистике труден. Это как объяснять, почему ты веришь в бога. Нет научных доказательств существования бога. А значит, вера в него не логична. И доказательства будут выглядеть как угодно, только не логично. Поэтому я говорю не о мистике, а о некоей сверхчувствительности, которой обладают люди. Если прислушиваются к себе.

- Рената, вы не только сценарист, режиссер и актриса, но и продюсер фильма. То есть человек, отвечающий за деньги. Умение вести дела - это еще одна ваша грань?

- Знаете, я уже выступала в роли продюсера в фильме Веры Сторожевой «Небо. Самолет. Девушка». Не могу сказать, что это моя функция. Но в жизни я столкнулась с тем, что если ты не возьмешь на себя какую-то часть обязанностей, связанных с фильмом, то проект просто не двигается, он гибнет, теряет энергию. Бюджет «Богини...» не так уж мал – полтора миллиона. То есть нельзя сказать, что это такой копеечный арт-хаус.

- А что для вас, в свое время судившей киноленты  на Берлинском кинофестивале, арт-хаусное кино в принципе?

- Это некоммерческий продукт, это акт искусства, своего рода роскошь, где нет трезвого расчета на выгоду. Коммерческое кино, в свою очередь, это блокбастер, куда вколачивается куча денег, а через три недели никто не помнит, что смотрел. Но в России иногда не поймешь, где коммерция, а где нет. «Богиня...» вышла в прокат 30 сентября в Москве и идет с аншлагами, при том что мы не делаем каких-то мозговых атак на зрителя. К счастью, исключения из правил случаются в этой жизни. К примеру, «Настройщик» Киры Муратовой - абсолютно арт-хаусное кино. На последнем кинофестивале в Венеции ей аплодировали стоя минут 15…

- Рената, в ленте, несмотря на вневременность темы,  много модного: музыка Ника Кейва, цитаты из последнего альбома Земфиры, клиповое решение финала. Это намеренно?

- Все решения принимались по одному принципу – талантливо или нет… Оператор Владислав Опельянц очень талантлив, на мой взгляд. После этого фильма он снимал с Михалковым «Турецкий гамбит». Так вот еще в монтажной лаборатории было понятно, что очень талантливо снято. А с музыкой… Это не заимствование. Права на нее были куплены у самого Ника Кейва, безусловно, талантливого человека. Саунд-продюсер «Богини...» Игорь Вдовин работает с Земфирой, вряд ли его нужно представлять…  

- Говорят, что если бы не пародия Галкина в новогодней телепрограмме, о Ренате Литвиновой знали бы гораздо меньше. Прокомментируйте, пожалуйста.

- Мои многочисленные родственники, собравшиеся за новогодним столом, смотрели на меня очень строго после того, как Галкин закончил свою пародию. А я молча ела салат… Я действительно отнеслась к этому, как к бесплатной рекламе, – интонации, косынка и все прочее.

- Кстати, о косынке. Какой цвет вы выбираете чаще другого?

- Три цвета - черный, серый, красный.

ДОСЬЕ "В"

Рената Литвинова. Родилась в 1967 году. Актриса, сценарист, режиссер. В 1989 году окончила сценарный факультет ВГИКа. Дипломный сценарий Ренаты Литвиновой «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.» лег в основу фильма Валерия Рубинчика «Нелюбовь». По ее сценариям поставлены фильмы «Страна глухих» Валерия Тодоровского, «Мужские откровения» Юрия Грымова, «Три сестры» Киры Муратовой. Сыграла главные роли в фильмах «Апрель», «Небо. Самолет. Девушка», «Богиня...» и др.    Член жюри международного кинофестиваля Берлин-2002.

Автор: Ольга ЗОТОВА, Любовь БЕРЧАНСКАЯ (фото), «Владивосток»