Дом жестоких сердец
Это не тюрьма, не детский приют и не школа, это единственный в Приморье центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП). Здесь живут, учатся и воспитываются обычные с виду мальчишки и девчонки, которые, как и все дети их возраста, любят сладости, игрушки и шалости. Только каждый из них уже совершил кто грабеж, кто убийство…
Это не тюрьма, не детский приют и не школа, это единственный в Приморье центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП). Здесь живут, учатся и воспитываются обычные с виду мальчишки и девчонки, которые, как и все дети их возраста, любят сладости, игрушки и шалости. Только каждый из них уже совершил кто грабеж, кто убийство…
«Здра-а-авствуйте!» - хором поздоровались с нами 19 мальчишек и одна девочка. При этом они одновременно поднялись с ковра и молча замерли, дожидаясь, пока дежурный инспектор позволит им занять прежние места. Мы поздоровались в ответ, и ребятам было разрешено садиться. Рядом с дверью, в которую мы вошли, стоял большой цветной телевизор – все 20 подростков увлеченно смотрели какой-то фильм. Шепотом спросила у одного из них: «Про что кино-то?», он так же тихо ответил: «Про наркоманов».
НОВЫЙ ДОМ НАЙДЕТ СУДЬЯ
Практически каждую неделю в бывшем детском саду на улице Амурской, 19а, а нынче центре временной изоляции несовершеннолетних появляются новые жильцы. Подростков, совершивших преступление до достижения возраста уголовной ответственности, привозят сюда со всего края. В центр их направляет суд, который также определяет и срок проживания в ЦВИНП: наибольший - 30 суток, но в исключительных случаях - все 45. Распорядки нового дома подростки запоминают уже в первые два-три дня. Самое первое и основное правило – «подчиняться работникам центра и уважать старших». К слову, сегодня в ЦВИНП работают 30 аттестованных сотрудников – воспитателей, инспекторов профилактики правонарушений, педагогов и психологов. Именно им в максимально короткие сроки предстоит справиться с почти невыполнимой задачей – расположить к себе ребенка, стать ему другом и попытаться помочь исправиться.
МЕЧТА О КЛЕЕ БОЛЬШЕ МЕЧТЫ О МАМЕ
14-летний Саша П. в центре временной изоляции уже не в первый раз. Внешне обычный мальчишка – симпатичный, веселый, слегка задиристый (воспитателю Инге Жучковой постоянно приходится его одергивать). Правда, в свои 14 выглядит он как 10-летний - Сашка токсикоман с пятилетним стажем. Мать, имевшая судимость, часто прикладывалась к спиртному, отец тоже не лучше, в итоге мальчонка, предоставленный сам себе, уже к пятому классу твердо решил, что учеба – пустая трата времени. Куда интереснее общаться со старшими приятелями, с ними он попробовал курить, потом и нюхать клей.
- Саша, какое твое любимое занятие?
- Гулять.
- Просто ходить?
- Нет. Воровать, «бомбить» китайцев, драться.
Учителя всеми силами пытались вернуть его в школу: ходили за ним, уговаривали, даже перевели на индивидуальное обучение – не помогло. Далее паренька поместили в наркологический диспансер – не спасло и это. Первый раз в ЦВИНП Саша попал за многочисленные кражи и бродяжничество. Сейчас он ждет решения суда (поместят его в закрытую уссурийскую спецшколу или нет), смотрит фильмы про наркоманов, которые передает центру краевой наркодиспансер, и считает дни до своего «освобождения». Их осталось всего семь. А в одном из владивостокских подвалов у Саши хранятся целых три припрятанных им еще до прихода в ЦВИНП тюбика клея. О них он говорит гораздо теплее, чем о своей семье…
УТРОМ - ЗАРЯДКА, ВЕЧЕРОМ - УБОРКА
День в центре временной изоляции начинается в 7 часов утра. Мальчишки строго, как в армии, по установленному образцу заправляют кровати, умываются, делают утреннюю зарядку. Ровно в 9, построившись парами, идут на завтрак. Потом несколько часов учебы. Всего в ЦВИНП оборудованы три класса, уроки проводят учителя вечерней школы № 8. За восемь месяцев этого года в центре уже побывали 38 подростков, которые долгое время не учились, 14 из них вообще никогда не ходили в школу. По словам учителя начальных классов и инструктора по труду Татьяны Масненькой, некоторые из ребят не то чтобы читать не умеют, даже написать правильно свою фамилию не могут. Приходится начинать обучение с нуля. Другое дело - труды. Вот никогда бы не подумала, что мальчишки так любят рукодельничать! Мягкие игрушки, аппликации, поделки из бумаги, которые они делают, получаются такими красивыми - хоть на выставку! Со своими работами подопечные Масненькой уже участвовали в общегородских конкурсах – первых мест, говорит, не занимали, но призы получали. Так как в ЦВИНП работают в основном одни женщины, патриотическое воспитание взяли на себя представители уссурийского войскового казачества. Служители церкви христианской жизни «Миссия спасения» тоже решили помочь трудным подросткам, они благоустроили рядом с центром прогулочный дворик, в нем сделали баскетбольную и волейбольную площадки. Проходят у ребят и уроки Библии. В одном из учебных классов для этого специально обустроен «святой уголок». Несмотря на свой возраст, многие из подростков уже по-взрослому оценивают ту ситуацию, в которой находятся, а потому и в молитвах своих чаще всего просят «боженьку» помочь им исправиться. Изменить себя сами они уже не в силах…
«АЙБОЛИТ» ДЕТСКИХ ДУШ
Психолог центра временной изоляции Елена Коропец работает с трудными подростками уже третий год. Предугадав мой вопрос, Елена Дмитриевна без лукавства начала разговор первой: «Мне не тяжело с ними. Индивидуально они так открыты! Рассказывают, кто какому воспитателю кличку придумал, кто кого в группе обозвал. Дети хотят говорить. Ведь до этого с ними никто не разговаривал...».
Без сомнения, каждый ребенок, попавший в центр, нуждается в помощи. И в первую очередь душевной. Спустя два-три дня после прихода в ЦВИНП подростки проходят психодиагностику. Заключается она в индивидуальных беседах, различных тестах, в том числе рисуночных, интеллектуальных упражнениях. Когда исследования заканчиваются, психологи анализируют результаты и вроде бы даже начинают понимать, какие проблемы у ребенка, в чем причины такого нестандартного поведения и как можно помочь подростку. Только помочь ему не всегда успевают - время содержания в центре уже заканчивается, и ребенок уходит так и непонятым. Чтобы корректировать личность, одного месяца, считает Елена Дмитриевна, очень мало. Первоначально, как психолог, она ищет причины в семье. По негласной статистике, 99 проц. детей, попавших сюда, воспитывалось без отцов – те либо находятся в местах заключения, либо наркоманы. Может быть, поэтому в центре находятся практически одни мальчики. Но искать причину всех бед лишь в воспитании нельзя. Бывает, что дети из богатых, успешных семей совершали преступления и при этом рассказывали милиционерам, как их «достали эти предки». А есть случаи, когда и семья неблагополучная, и родители – алкоголики, ребенка избивают и унижают, а он твердит одно и то же: «Моя мама самая красивая и самая лучшая. Я ее люблю!».
УБИЙЦ СТАЛО БОЛЬШЕ
Начальник ЦВИНП при УВД ПК Людмила Бойчук считает, что причин, подталкивающих несовершеннолетних на преступления, несколько. С одной стороны, социальная, когда родителям не хватает заработка, нет постоянного жилья, обстановка в семье угнетает и подростки - кто сознательно, кто вынужденно - нарушают закон. С другой стороны, примерами насилия кишит наше современное телевидение. Они будоражат, они запоминаются, как надоедливый рекламный ролик. У каждого подростка, попавшего в центр, чрезвычайно трудный характер и такая же нелегкая судьба. Тяжело еще и потому, что все чаще попадают в ЦВИНП дети, совершившие тяжкие преступления. По словам Людмилы Ивановны, если ранее за год к ним направляли лишь одного ребенка, совершившего убийство, в этом году таких детей уже семь.
ОНИ ЛЮБЯТ СВОБОДУ
Дети в центре самые разные: здесь находится подросток, бесчеловечно расправившийся с пожилым человеком, а бок о бок с ним мальчуган, от голода залезший в погреб в доме односельчанина. Суть одна – оба совершили преступления. Инга Жучкова - воспитатель с восьмилетним стажем. Некоторых подростков, попавших в центр, она, как мать, по-своему жалеет, но в то же время отмечает, что работать с ними из года в год все сложнее. Самое страшное, признается она, когда мальчишки начинают драться. Разозлить и без того обозленного на жизнь ребенка легко, а вот успокоить сложно. Приходится постоянно помнить, что многих из них воспитала улица, и отнюдь не по человеческим законам. Любопытно, что провинившихся подростков здесь наказывают двумя способами: трудом и бездельем. Одни в наказание будут мыть полы или вытирать пыль, другие – стоять оловянным солдатиком, изучая правила поведения в центре. Второе наказание – для них, хлебнувших свободы и бесконтрольности, - тяжелее…
P. S. Если у вас дома хранится ненужная одежда для мальчиков, вы можете подарить ее ЦВИНП. Принести вещи можно по адресу: Владивосток, ул. Амурская, 19а, либо позвоните по телефону 45-29-23, и сотрудники сами приедут к вам.
Автор: Ольга АЛЕКСУТКИНА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»