Нерестовые страдания

В Ольгинском районе идет на нерест кета. Самый пик - с конца сентября по 10 ноября. Старожилы говорят, что бывает и дольше.

28 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1647 от 28 окт. 2004

Рыбу ловят... и выбрасывают

В Ольгинском районе идет на нерест кета. Самый пик - с конца сентября по 10 ноября. Старожилы говорят, что бывает и дольше. 

Главная нерестовая река здесь - Аввакумовка и ее притоки Васильковка и Арзамасовка. Непреодолимых препятствий для рыбы на этих речках нет. Но есть браконьеры, поджидающие ее на перекатах и мелководье. А где браконьеры, там и рыбоохрана.

Сейчас в Ольгинском районе работает большое количество оперативных групп и действует выездной краевой штаб, который от местной администрации возглавляет Сергей Басок. Браконьеры тоже не дремлют…

РЫБНАЯ СТРАДА

Интересно, что во время нереста кеты и сезона сбора кедровых шишек численность населения Ольгинского района резко возрастает. К примеру, численность сел Пермское и Новониколаевка увеличивается в несколько раз. За счет  родственников, знакомых, друзей и иных отдыхающих. Многие спешат сюда именно на «рыбалку», тщательно изучая стиль и манеру работы рыбинспекторов и стараясь не попадаться им на глаза.

Старший инспектор Государственной инспекции рыбоохраны Ольгинского района Александр Гольцов рассказал, как однажды попытался задержать деда. Но старик дал такого стрекача, что инспектор едва его догнал.

Он был очень удивлен, когда узнал, что задержанному с поличным 80 лет! Великовозрастный спринтер нес в рюкзачке икру.

- О! Дедушка, да ты у нас браконьер, - произнес инспектор.

На что тот возмутился и ответил, что не в силах был отнести сразу икру и рыбу, и пообещал вернуться за тушками позднее.

Еще двух нарушителей задержали на прошлой неделе. Жители Чугуевского района незаконно выловили 70 штук кеты и нанесли государству ущерб в 40 тысяч рублей. Они пытались уйти от погони на грузовике, да в темноте зацепили «Ниву» сотрудников краевой ГАИ. Их задержали и возбудили уголовное дело по статье 256 УК РФ.

 ОХОТНИКИ ЗА БРАКОНЬЕРАМИ

Сегодня рыбные богатства рек Ольгинского района защищают 40 специалистов Пограничной государственной морской инспекции, Спецморинспекции, Государственной инспекции по маломерным судам, Приморрыбвода, краевой ГАИ, Государственной инспекции рыбоохраны Ольгинского района и других организаций.

Сотрудникам служб собственной безопасности правоохранительных органов тоже работы хватает - приходится разбираться на месте с превышением должностных полномочий рыбоохраны. Силовую поддержку им обеспечивает краевой ОМОН. К счастью, стрелять в этом году ни в кого не пришлось...

КТО НЕ ДАЕТ «КОШКАМ» ЛОВИТЬ РЫБУ

Лицензий на вылов рыбы в нерестовых реках в этом году не давали. Рыбачить по лицензиям можно только в море. Это делается для того, чтобы можно было восстановить численность популяции кеты, заметно упавшую в последние годы.

Но обеспечить беспрепятственное прохождение рыбы к местам нерестилищ стоит немалых усилий. Вице-президент Ассоциации рыбных предприятий Приморского края Александр Платонов рассказал:

- По нашей инициативе оказывается финансовая поддержка этому предприятию. Мы обеспечиваем стационарные посты рыбоохраны топливом и питанием, а местная администрация взяла на себя организацию проживания сотрудников, прибывших в командировку. Главная наша задача - дать возможность пройти рыбе на нерест, чтобы через три года она снова вернулась сюда. Вот тогда и можно будет возродить промышленное рыболовство.

Основное орудие браконьера – сети и крючки. Недавно задержали одного умельца из Хабаровска, который ловил рыбу на самодельные якоря, которые здесь зовутся «кошками». Бьют рыбу и острогами.

Возле залива Ольги мы встретили машину краевой ГАИ. Старший оперуполномоченный из краевого управления по борьбе с экономическими преступлениями в рыбной отрасли майор Валерий Голиков вместе с инспектором краевой ГАИ Андреем Шкредовым совершали плановый объезд.

- Мы здесь наблюдаем за машинами, - пояснил Валерий Геннадьевич. – Браконьеры, как правило, себя не афишируют. Они маскируются под отдыхающих.

Они рассказали, по лицензиям, которых было выдано в этом году 108, можно выловить в заливе только пять штук кеты. А если сверх того две-три рыбины возьмешь, то попадешь под административное наказание и за каждый лишний хвост заплатишь по 580 рублей.

НА БЕЗРЫБЬЕ

А вот такой интересный вопрос: куда деваются тонны конфискованной рыбы? Выяснилось, что задержанные браконьеры отвозят ее в Ольгинское РУВД. Чтобы не пропадало добро, в прошлом году рыбу раздавали по школам и  детским домам, а в нынешнем санитарные службы запретили это делать, и рыба должна уничтожаться.

Особенно если она пролежала на воздухе более трех часов. Иначе доказать, что она еще пригодна в пищу, можно только в лабораторных условиях. А где их возьмешь в таежном районе? Вот и создают специальную комиссию для уничтожения рыбы «путем закапывания». Кстати, кеты в поселке Ольга нет, не продается почему-то. А вот в Арсеньеве, Уссурийске и соседнем Кавалеровском районе - пожалуйста, покупай сколько хочешь...…

СПРАВКА "В"

По данным краевого штаба рыбоохраны, в Ольгинском районе в октябре выявлено 124 нарушения. Возбуждено пять уголовных дел, начислено 74,9 тысячи рублей штрафов. Изъято 1,96 тонны рыбы, 120 орудий лова. Нанесенный ущерб суммарно оценивается в 181,54 тысячи рублей.

Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток» Владивосток - Ольга - Владивосток