Виктор Горчаков: Время эйфории прошло…

Сможет ли Приморский край стать перевалбазой мирового масштаба, восточной Антальей и авангардом международных связей страны в одном флаконе?

26 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1645 от 26 окт. 2004

Сможет ли Приморский край стать перевалбазой мирового масштаба, восточной Антальей и авангардом международных связей страны в одном флаконе?

В силу своего расположения и природных особенностей Приморье просто обязано нести функции крупного транспортного узла, развивать международные отношения России, прежде всего со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и наконец превратиться в туристический рай. Это всем давно известно и на откровение не тянет. Новость в другом: специалисты краевой администрации по заказу губернатора разработали 18 отраслевых программ развития региональной экономики, рассчитанных на срок до 2010 года. Три из этих программ, уже защищенные у Сергея Дарькина и посвященные как раз транспорту, отношениям с зарубежными соседями и туризму, создавались под патронажем Виктора Горчакова (на фото) - не только вице-губернатора Приморского края, но и ученого с большим опытом преподавательской и научной работы, доктора технических наук, генерал-майора таможенной службы.

Рассматривать эти программы в отдельности друг от друга было бы неправильно да и невозможно: приморская специфика слишком тесно связывает названные направления. Поэтому «В» попросил Виктора Васильевича рассказать сразу обо всех трех. Их особенность - в преимущественно внебюджетном характере: туризмом и транспортом занимается не государство, а бизнес. Задача органов власти – увязать частный интерес, в том числе иностранный, с государственным, как бы сложно это ни было. Рассказывает вице-губернатор Виктор Горчаков:

- Транспортная отрасль вносит существенный вклад в развитие приморской экономики, сегодня это 20 проц. собственных доходов краевого бюджета. Отрасль динамично развивается, средняя зарплата в ней, если исключить автомобильный транспорт, составляет 11-12 тысяч рублей. Автомобилисты декларируют зарплату на уровне всего 3,5-4 тысяч, хотя мы прекрасно понимаем, что в реальности этот показатель выше. Губернатор поставил задачу вывести данный сектор из тени. Подобная ситуация складывается и в туристической отрасли.

КИТАЙ НАМ ДРУГ, НО ИСТИНА ДОРОЖЕ

- Мы взяли курс на активизацию российско-китайских транспортных коридоров, связанных прежде всего с погранпереходами Суйфэньхэ - Гродеково в Пограничном районе и Хуньчунь - Камышовая в Хасанском. Если с первым направлением все более или менее понятно (наблюдается значительный рост объемов перевалки грузов, с обеих сторон ведутся работы по модернизации), то по второму сложнее. Почти 90 проц. перевозимых через Камышовую грузов идет из России в Китай – лес, металл, скоро, наверное, пойдут и нефтепродукты. Это игра в одни ворота. Конечно, хорошо, что у нас большой экспорт, но...… К тому же китайская сторона ставит перед нами вопрос о строительстве дополнительных железных дорог, пересекающих границу, – в районе Дуннина с выходом на Уссурийск и в районе Цзиси с выходом на Новокачалинск Ханкайского района. И администрация Приморского края, и железная дорога к этим идеям относятся сдержанно, мы не очень понимаем, чем будут загружены новые ветки. В конце октября или в ноябре я планирую встретиться в Китае с моим коллегой, вице-губернатором провинции Цзилинь, с тем чтобы получить от него параметры возможной грузовой базы. Мы считаем, что имеющихся железнодорожных линий вполне достаточно. Создание новых погранпереходов вызовет необходимость появления дополнительных пограничных и таможенных постов, но зачем городить огород, если грузопоток под вопросом?

У нас хорошие отношения с Дальневосточной железной дорогой и ее Владивостокским отделением, сейчас обсуждается возможность размещения ряда железнодорожных заказов на промышленных предприятиях края. После акционирования железнодорожники стали еще тщательнее считать деньги, а профильные заводы расположены в европейской части страны, в связи с чем и встал вопрос о размещении заказов для Дальневосточной и Сибирской железных дорог на наших предприятиях. Это может быть арсеньевский завод «Аскольд», владивостокский «Дальзавод», большекаменская «Звезда» и др. Хотя дело не только в технических возможностях, но и в конкурентоспособности.

НОВЫЕ ХОЗЯЕВА СТАРЫХ  «ВОРОТ»

- Другое важное направление - расширение и модернизация портов Приморья. Сейчас эти работы ведутся во Владивостокском морском торговом порту, занимается вопросами модернизации и «Северстальтранс», контролирующая Восточный порт, который в ближайшее время может структурно измениться. Нашей программой предусмотрена модернизация железнодорожной инфраструктуры вокруг Восточного: в зимнее время случаются сбои по вине как морских перевозчиков, которые не всегда могут предоставить суда, так и железнодорожников, не успевающих производить разгрузку при так называемых залповых поставках. Новый собственник порта Зарубино - московская компания ООО «Трансгруп АС» взялась за увеличение пропускной способности и перепрофилирование порта: изначально он был рыбным, сейчас его хотят сделать торговым. Согласно одной версии порт будет специализироваться на перевалке угля (угольный терминал Восточного порта загружен по максимуму). Согласно другой через Зарубино пойдут транзитные поставки оборудования из Японии в Китай для создания завода по утилизации химического и бактериологического оружия, оставшегося на китайской территории со времен второй мировой войны. Японское правительство подтвердило свои обязательства, поставки пойдут либо через китайский порт Далянь, либо через Зарубино - представители «Трансгруп» ведут об этом переговоры. Новый хозяин и у порта Посьет – это стальная группа «Мечел» из Челябинской области. Бояться того, что приморскими портами владеют западные компании, не следует: объемы перевалки грузов растут, к 2010 году мы планируем выйти на 90 млн. тонн в год (в 2003-м было 42, по итогам текущего года ожидаем порядка 50).

О ФЛАГЕ РОССИЙСКОМ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО…

- В Приморье более 90 морских перевозчиков, крупнейшие из которых – это Дальневосточное морское пароходство, Приморское морское пароходство и «Римско». Здесь есть старая проблема, не решаемая на уровне субъекта федерации: в ПМП почти все суда работают под иностранным флагом, ДВМП также использует эту практику, связанную со сложной и, я бы даже сказал, кабальной системой налогообложения судов, находящихся под российским флагом. Губернатор Сергей Дарькин неоднократно поднимал этот вопрос в Москве, в том числе в присутствии президента. В апреле 2005 года во Владивостоке должно пройти заседание Морской коллегии. Если до тех пор проблема не будет решена, вопросы создания режима наибольшего благоприятствования для российских моряков будут вновь нами подняты перед премьер-министром.

Одна из задач, также поставленных губернатором, – восстановление морских пассажирских перевозок вдоль побережья Приморского края (в свое время теплоходы ходили на Ольгу, Терней и т. д.). Пока не очень представляю, каким образом будем решать проблему, потому что это дело невыгодное. Одно дело, если весь транспорт государственный, а теперь перевозчики отказываются. Похожая проблема была с теплоходом на Славянку, теперь мы понимаем, что была совершена ошибка: тогдашний глава Хасанского района Виктор Кривулин забрал перевозки на себя и в результате дело провалил. Мы пустили на Славянку дополнительные автобусы, но теплоход, конечно, был комфортнее, да и дорога там не в лучшем состоянии.

НЕ ПРОЛЕТИМ?

- Компания «Владивосток-Авиа» запустила новую линию на Ханой (Вьетнам), недавно состоялся экспериментальный полет из Москвы во Владивосток нового самолета «Ту-204-300». «Владавиа» намерена купить для начала четыре таких лайнера (справка «В»: «Ту-204-300» на 166 пассажирских мест – новая модификация «Ту-204» с укороченным на 6 метров фюзеляжем и увеличенной дальностью полета. Он может находиться в воздухе 11-12 часов и пролететь без дозаправки более 10 тысяч километров, базируясь на аэродромах класса «В», которые есть в каждом областном центре России. Компания «Владивосток-Авиа» начнет эксплуатацию нового самолета первой. «Ту-204-300» поступят в Приморье по программе лизинга, помощь в реализации которой оказала краевая администрация). В то же время у владивостокского аэропорта есть определенные проблемы. Речь идет о необходимости модернизации взлетно-посадочных полос и технического оборудования. Просить у государства деньги для коммерческой структуры некорректно, но аэропорт несет и оборонные функции, поэтому основания для такой постановки вопроса есть. Мы в очередной раз подняли эту тему во время визита в Приморье министра транспорта РФ Игоря Левитина и надеемся на федеральную поддержку.

БУДЕМ ПРОЖН - И ЛЮДИ К НАМ ПОТЯНУТСЯ

- В области туризма произошел серьезный сдвиг с назначением председателем комитета по туризму краевой администрации Сергея Пысина, грамотного руководителя, и приходом на должность его заместителя Елены Непомнящей, знающей отрасль изнутри. Перед ними стоит очень сложная задача. На защите программы губернатор их, что называется, подловил: мол, если все так хорошо, как вы говорите, пусть к 2010 году туристическая отрасль дает не менее 10 проц. собственных доходов краевого бюджета (сейчас этот показатель находится на уровне 2 проц., к 2010 году первоначально планировалось достичь 5-6).

Но на одних красотах природы далеко не уедешь: важно наличие инфраструктуры, гостиниц, транспорта. Проблема в том, что наши турфирмы маленькие и не могут аккумулировать средства. Поэтому мы ищем крупных спонсоров в Китае и других странах. Строится, как вы знаете, приграничный торговый комплекс «Пограничный-Суйфэньхэ», идет работа над проектом превращения острова Русского в культурно-рекреационный центр. Параллельно решается вопрос о строительстве моста на Русский – недавно была предложена новая, более дешевая схема. По поручению президента Владимира Путина мы подготовили документацию на строительство океанариума на берегу бухты Патрокл, хотя на самом деле лучшим местом считаем Русский. Дело в том, что президент решил: два капиталоемких объекта на одном острове – это слишком. Но тогда не было проекта дешевого моста. Поэтому, возможно, ситуация еще изменится.

НА ГРАНИЦЕ ИНВЕСТОР ХОДИТ ХМУРО

- Атмосферу дружественности нам в целом выстроить удалось, но иностранные бизнесмены все-таки боятся слабой защищенности инвестиций, беспокоятся о личной безопасности, и тут я с ними согласен. Эйфория прошла, объективно на первом месте среди иностранных инвесторов остается Республика Корея. Японские бизнесмены не говорят вслух о влиянии на деловые отношения «курильского вопроса», но такой подтекст безусловно есть. Мы все же надеемся, что связи будут расширяться, а если в Приморье проложат нефтепровод, это может серьезным образом изменить мировоззрение как японского правительства, так и бизнеса. Мы делаем все, чтобы развивать экономические контакты и с КНДР, на днях во Владивостоке был подписан протокол о сотрудничестве в области автоперевозок. Речь идет о строительстве автомобильного моста через пограничную реку Туманную. С КНДР мы можем сотрудничать в горной, строительной, рыбной промышленности. Примеры уже есть – в Хасанском районе работает совместное предприятие «Нереида» по выращиванию марикультуры. Тем более что в Северной Корее начались рыночные преобразования, активно внедряются элементы предпринимательства.

Из более далеких географически соседей мы надеемся на сотрудничество с Новой Зеландией, которая наверняка примет участие в тендере на строительство океанариума. Обсуждается взаимодействие с Филиппинами, возможно, интерес к нефтяным платформам, которые производятся в Восточном порту, проявит Малайзия. Расширяем связи с Норвегией, надеемся на установление отношений с Финляндией. Уже проведены переговоры по строительству в Приморье целлюлозно-бумажного комбината с участием финского капитала.

Автор: Записал Василий АВЧЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»