Не вовремя придешь - коня потеряешь

Уже все средства, казалось бы, использованы для борьбы с непатриотичным стремлением части россиян покупать автомобили иностранного производства (кроме, наверное, повышения качества продукции родного автопрома). Однако многократное и изощренное повышение таможенных пошлин все же не обеспечило рост народной любви к «отеческим гробам».

22 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1644 от 22 окт. 2004

По автоимпорту ударили Таможенным кодексом 

Уже все средства, казалось бы, использованы для борьбы с непатриотичным стремлением части россиян покупать автомобили иностранного производства (кроме, наверное, повышения качества продукции родного автопрома). Однако многократное и изощренное повышение таможенных пошлин все же не обеспечило рост народной любви к «отеческим гробам».

По данным пресс-службы Федеральной таможенной службы РФ, несмотря на все усилия лоббистов «ВАЗа», «ГАЗа» и прочих «тазов», российский импорт автомобилей в 2004 году по сравнению с аналогичными показателями прошлого года вырос почти в три раза (на 280 проц.)!

Ну что тут поделаешь, если наказание рублем за «неправильную ориентацию» оказалось неэффективным? Может, пора уже отбирать при пересечении границы не деньги за ввоз машины, а саму транспортную единицу? Именно таким путем, похоже, пошли разработчики поправок в Таможенный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ), вступивших в законную силу 4 октября сего года. Отныне ввоз в Россию автомобилей из-за границы становится не только дорогим, но еще и опасным удовольствием.

Ужесточая наказания за нарушения правил перемещения автомобилей через границу, законодатель дошел до абсурда: предусмотрены не только гигантские штрафы (до 300 процентов стоимости машины), но и конфискация машины, то есть безвозмездная передача оной в доход государства. Такому наказанию подлежит не только собственно незаконное перемещение автомобиля через границу (например, вне пунктов контроля), но и декларирование машины не по установленной форме, когда в документы вкрадываются умышленные или непредумышленные ошибки. 

Но самый сильный ход - это загадочная строка в свежепоправленной статье КоАП, которая гласит, что теперь попыткой незаконного перемещения через границу является в том числе «прибытие на пункт пропуска вне времени работы таможенных органов». Обычное дело - очередь на таможне, которую занимают порой с ночи. И что же теперь, прятаться за углами до открытия пункта, чтобы машину не отобрали в доход родного государства за неприлично ранний визит к таможенникам?

Надо отметить, что подобные пугающие и одновременно абсурдные решения ранее уже поступали из Москвы в Дальневосточное таможенное управление: достаточно вспомнить попытку ограничения числа портов ввоза подержанных автомобилей, когда на весь Дальний Восток оставили только Ванино да еще, кажется, Южно-Сахалинск. Тогда общественности удалось поднять адекватный шум и перечень портов расширили до прежних границ. А народу объяснили, что это была техническая ошибка некой министерской девушки-машинистки. Поэтому подождем получения дальневосточными таможенниками официальных комментариев и «инструкций центра» по применению новых положений Таможенного и Административного кодексов. Доподлинно ясно только одно: изменения к лучшему нам не грозят.

Автор: Александр КАРТАШОВ, «Владивосток»