Одаренный и счастливый

Можно ли воспитать вундеркинда? Есть ли способы запрограммировать рождение одаренного ребенка? Как развить в дочери или сыне суперинтеллект?

22 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1644 от 22 окт. 2004

Можно ли воспитать вундеркинда? Есть ли способы запрограммировать рождение одаренного ребенка? Как развить в дочери или сыне суперинтеллект?

В каком возрасте начинать заниматься? Как сформировать мотивацию к учебе и активному познанию мира?  Можно ли сконструировать талант? На эти и другие вопросы мы попросили ответить сотрудников кафедры теории педагогики и психологии Института повышения квалификации и переподготовки образовательных кадров высшей школы при ДВГТУ. В разговоре принимают участие Татьяна Павловна ГОРОВАЯ, заведующая кафедрой, кандидат философских наук, а также старшие преподаватели Татьяна Александровна МАКАРЕНКО и Елена Ивановна БЕЛОУС.

БОЖИЙ ДАР ЕСТЬ У ВСЕХ

Татьяна ГОРОВАЯ:

- Признаться, испытываю внутренний протест против такой постановки вопроса, так как «вундеркинд» в переводе с немецкого - «чудо-ребенок», а словарь иностранных слов дает интерпретацию - ребенок с исключительными способностями. Либо природа, либо «метаприрода» дает человеку нечто особенное, индивидуальность, и этот феномен необходимо сохранить. Ребенок - это действительно чудо, и это чудо являет себя нам. Мне ближе говорить не об исключительных способностях ребенка, а об успешном ребенке. То есть как нашему ребенку помочь стать успешным. Заложить эти черты успешности родителям и педагогам вполне по силам. Каждый человек рождается с задатками способностей, которые необходимо трансформировать в способности.

Елена БЕЛОУС:

- Действительно, многие родители мечтают увидеть или развить в своем ребенке некий суперинтеллект. Недавно в гимназии, где учится моя дочь, школьный психолог предложил родителям тест: в какой школе вы хотели бы, чтобы учился ваш ребенок, - в школе добра, радости, творчества, интеллекта? Большинство выбрало школу интеллекта. Для меня оказалось важнее другое - чтобы ребенок получал удовольствие от учебы, шел в школу с радостью, и тогда это будет способствовать развитию интеллекта.

Потом я спрашивала у многих: что вы понимаете под словом «интеллект», и оказалось, люди вкладывают в него такие элементы, как развитое сознание, «рацио», разум, логическое мышление. Мамы и папы хотят, чтобы ребенок умел мыслить, аргументировать, доказывать. И как-то забывают, что по-настоящему развитый интеллект обязательно должен включать сферу чувств, эмоций, образов, интуиции!

Татьяна МАКАРЕНКО:

- Наверное, «вундеркинизм» существует. Но нередко понимается узко. Люди признают лишь несколько его форм: интеллект математика или выдающиеся художественные способности. И, увы, не умеют оценить такие вещи, как, скажем, гениальное материнство. Или великолепный социальный интеллект, то есть умение человека взаимодействовать с людьми и окружающим миром и тем самым тоже созидать. А великий талант эмпатии - сопереживания? Скажу словами Маслоу, психолога гуманистического направления: изначально в родившемся ребенке уже заложено многое из того, что подлежит дальнейшему развитию. И важно лишь не мешать. Достаточно взять ребенка за руку и понаблюдать, куда направлено его собственное движение, а потом пойти за ним, а не впереди него! Помогая природному дару. И тогда, возможно, вырастет вундеркинд.

ЖИЗНЬ ДО РОЖДЕНИЯ

Татьяна ГОРОВАЯ:

- На формирование задатков способностей влияет многое, в том числе то, как ребенок прожил перинатальный период, то есть период внутриутробного развития. Самое главное, ребенок должен быть желанным. А вот если маме закрадывались мысли, что надо бы сделать аборт… Такое отрицание может плохо сказаться на его психике и дальнейшем развитии.

Важно прожить время внутриутробного развития малыша очень гармонично. Ждать ребенка, любить его, разговаривать с ним… Полезно созерцание: наблюдать за восходом солнца, смотреть на морскую гладь, слушать классическую музыку или пение птиц, ходить в картинную галерею…

Плюс полноценное и сбалансированное питание, богатое белками, витаминами, микроэлементами. Естественно, важны физическое здоровье родителей и их душевное состояние.

И вот рождается ребенок… Причем, известно, рождается не со способностями, а лишь с задатками способностей. Их можно развить через деятельность: игровую, учебную, трудовую… Для ребенка большое значение имеет именно игровая.

Хорошо бы родителям как можно раньше почитать замечательную работу Эриха Фромма «Искусство любить». Даже наши взрослые, образованные и опытные слушатели удивляются мудрости этой книги…

ТРЕХЛЕТНИЕ ТВОРЦЫ

- Как не спугнуть, а, наоборот, развить задатки способностей, которыми наделен каждый ребенок?

Татьяна МАКАРЕНКО:

- Родителям обязательно стоит знать психологические периоды развития ребенка. Есть великолепная теория детского развития психолога Эрика Эриксона. Кстати, будучи во многом последователем Фрейда, он все же развил и обогатил его взгляды в направлении социального развития ребенка.

Впрочем, пять первых стадий развития человека во многом совпадают у Фрейда и Эриксона.

Первая - от рождения до одного года: самый важный период формирования доверия к миру. И если в это время ребенок получает достаточное количество любви, в особенности материнской! - то формируется доверие к миру и к самому себе. А это на всю будущую жизнь даст силы для самореализации. Обязательно нужен в этот момент тот, кто любит малыша безусловной любовью - не за «хорошее поведение», а просто так, лишь за то, что он есть на свете. А вот если дитя в этот момент не получает любви, увы, сформируется неуверенность в себе, недоверие к миру, агрессия, враждебность… И все это станет тормозом для развития творческих способностей.

От года до трех начинается другая стадия. По Эриксону - ребенок в это время приучается сам определять, что ему в этой жизни удерживать, а что отпустить. И если в это время ребенка чрезмерно подавляют родители, то он так и не получает возможности самостоятельно принимать решение. Представляете, как рано это формируется!

- И как же вести себя родителям?

- Если выводить простую формулу, то запрещать ребенку только то, что действительно нельзя, опасно для жизни, здоровья, благополучия. Все остальное - можно!

Следующий важный период - от трех до шести. По Фрейду - Эдипов комплекс, по Эриксону - период инициативы против безволия. Если поощрять инициативу, которую в это время бурно проявляет ребенок, тогда он и дальше сохранит творческое мышление, будет развиваться, интуитивно пробовать разные сферы действия. Если же его инициатива все время гасится: «Не смей туда залазить, потому что ты мешаешь папе!» или «Какой ты глупый, ты что, не знаешь, что по субботам мы не ходим в кино?» - не ждите в будущем, что ребенок вырастет талантливым инженером, математиком или просто уверенным в себе, успешным человеком… Подавление генерализуется, становится собственным внутренним запретом на все, сутью характера. И вот я уже вроде чего-то желаю, но на всякий случай заранее боюсь, не решаюсь, потому что вдруг… А вдруг…

- И так в ком-то умирает творчество…

- Может быть. Во всяком случае, это колоссальный тормоз.

- Что же делать родителям, чтобы не завял такой нежный цветок творчества?

- Опять же всего лишь наблюдать, куда ребенок идет. Предостеречь от действительных опасностей и не городить надуманных. Пустить туда, куда рвется его душа, и тогда вырастет человек, постоянно открытый своим желаниям.

А потом с шести до 11 лет наступит так называемый латентный, скрытый, период - по Фрейду. Хотя Эриксон характеризует этот возраст как по-своему великолепный период. Именно в это время складывается такое качество, как трудолюбие. И дальнейшее формирование компетентности. Если ребенок в этом возрасте приучается работать, учиться, ухаживать за собой, если достигает успехов в том увлечении, которое к тому время «нащупали» его умные и тонкие родители, тогда привычка трудиться станет естественной потребностью человека - радостной, спокойной, не натужной… Как утверждает Эриксон, ни в одном возрасте больше невозможно сформировать эту способность так, как в этом!

А дальше, после 11 - и, может, до 18, до 25, а то и на всю оставшуюся жизнь - наступает период формирования идентичности, то есть знания и понимания: кто я есть?

Впрочем, если успешно пройдены предыдущие стадии, то пройти стадию идентичности и познать себя не составляет большого труда. Там свои сложности подросткового периода, юности, инициации во взрослую жизнь, но это уже другая история…

ШАХМАТНАЯ ЗВЕЗДА

- Два года подряд в Приморье титул «суперинтеллекта года» получал владивостокский школьник Евгений Шавлюгин, ученик 23-й школы, замечательно талантливый мальчик, показывавший блестящие результаты на краевых и всероссийских олимпиадах по информатике, математике, физике… Одной из причин успеха его родители считают вот что: папа Александр Иванович с четырех лет учил и активно играл с Женей в шахматы…

Татьяна МАКАРЕНКО:

- Отличная идея. Но именно для этого ребенка! Логическая игра стала зерном, упавшим на благодатную почву. Но возьмись ретивые родители учить шахматам ребенка, одаренного от природы совсем в другой области - музыке, танцах, рукоделии, и они получат невротика…

- И все же развивать ребенка надо?

Татьяна ГОРОВАЯ:

- Могу назвать беспроигрышные варианты: развивайте у малыша мелкую моторику (работу пальчиками), это хорошо развивает мышление. Пусть лепит из теста, собирает бусинки и бросает их в узкое горлышко бутылки, строит из песка, шьет, вяжет, делает оригами… Купите книжки для развивающего обучения - их сейчас немало. Более сложными технологиями развития способностей ребенка владеют психологи - поищите хорошие развивающие центры в городе. Кстати, наши специалисты ведут различные тренинги в клубе психологической помощи «Развитие» (тел. 43-38-36). Всех методик родители, конечно, не освоят. Достаточно того, что у родителей есть главное: желание не навредить своему ребенку. Остальное нужно отдать в руки специалистов: занятия по формированию образного мышления, внимания, памяти, интеллекта. Жаль, что недостаточно специалистов в школах и детских садах…

* * *

Можно дать возможность ребенку попробовать себя везде: музыка, цирковая студия, танцы, спорт, балет, оригами… Пусть себя ищет. А потом выберет. Формируйте в ребенке способность развивать свои возможности, адаптироваться в социуме.

* * *

Но важно и не переусердствовать с дополнительным образованием. Родители обязательно пытаются засунуть ребенка хоть куда-нибудь, а может, ребенку достаточно увлекаться каким-то школьным предметом?

* * *

Не надо детей отдавать в школу раньше семи лет! Даже если ребенок уже легко читает и пишет, по состоянию нервной системы он, возможно, еще не созрел для школы. Иногда родители убеждены, что уж их-то ребенок исключение. Конечно, исключения порой бывают. Но не беритесь сами его определять.

Автор: Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»