Похождения опального Павки

Недавно исполнилось 100 лет со дня рождения Николая Островского. Его знаменитый роман «Как закалялась сталь», на идейных позициях которого было воспитано не одно поколение нашей страны, был изъят из школьной программы по литературе около 10 лет назад, и нынешним российским школьникам имя Павки Корчагина уже ни о чем не говорит.

22 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1644 от 22 окт. 2004

Вернется ли Корчагин в школы Приморья?

Недавно исполнилось 100 лет со дня рождения Николая Островского. Его знаменитый роман «Как закалялась сталь», на идейных позициях которого было воспитано не одно поколение нашей страны, был изъят из школьной программы по литературе около 10 лет назад, и нынешним российским школьникам имя Павки Корчагина уже ни о чем не говорит.

Однако для наших соседей из Поднебесной этот персонаж свят. Без 20-серийной телеверсии этого романа не обходится сегодня ни один китайский телеканал. Для них Павка - герой, и на его примере воспитывают детей. Сам китайский лидер Ху Цзиньтао на встрече с российской и китайской молодежью во время визита Владимира Путина признался, что в юности читал сначала Николая Островского, а уж потом Пушкина и Толстого. Путин, судя по характеру, тоже…

Времена негатива между Россией и Китаем уже стали историей. А потому, похоже, в рамках подготовки последнего исторического визита президента Путина в Китай наши светила педагогики решили внести и свой вклад в развитие российско-китайских отношений. В конце сентября в столице вдруг все одновременно заговорили о возвращении опального Корчагина в школьную программу, Мосдума единодушно взглянула на роман особым китайским взором, и уже в начале октября во все библиотеки московских школ завезли экземпляры нового массового переиздания этого романа.

Но что в Москве хорошо, то во Владивостоке  10 раз оценят и 20 раз проверят. Поэтому, несмотря на столь ретивое столичное начало корчагинской реабилитации, на владивостокских книжных развалах эта книга пока так и не появилась. Да и мнения преподавателей литературы в школах Владивостока о необходимости возвращения этого произведения в обязательную программу оказались весьма противоречивы.

- Необходимости в обязательном изучении этого произведения в школе я не вижу, - говорит Татьяна Белоглазова, заместитель председателя комитета по среднему образованию администрации Владивостока. - Изучение литературы в школах не должно быть политизировано.

Похожего мнения придерживается и ряд школьных педагогов.

Татьяна Архипова, преподаватель литературы в гимназии при педагогическом колледже:

- Этот роман есть машина тоталитарного государства. Изучать его в школе можно, но только как приложение к уроку истории и не более того, но не как произведение, которое имело бы какую-то художественную ценность.

Аргументация такого мнения проста: жизненные ценности, проповедуемые более 70 лет советским государством, для нынешнего поколения школьников неприемлемы. На жизнь они смотрят более реалистично, чем их родители, выросшие при социализме. Они воспитаны на постулатах, что все, что было до них, - это неправильно и ужасно, и не хотят это не  только понимать, но и даже слышать об этом.

Наталья Колтакова, учитель литературы школы № 56:

- Как будет воспринят школьниками Павел Корчагин, не могу сказать. Чтобы понять это произведение, надо много времени потратить на изучение истории. Ведь нынешние школьники не знают даже, кто такие были комсомольцы. Одна моя ученица в сочинении написала, что комсомольцы - это те, кто собирался на пикник и прыгал через костер. И как, скажите, ей, этой девочке, объяснить жизненные ценности поколения Корчагиных? Конечно, сам Николай Островский как личность просто потрясает, о нем школьникам просто необходимо рассказывать. И рассказывать без идеологии. Но как такое возможно сделать сегодня, я просто не представляю.

Другая часть школьных литераторов настроена по отношению к этому произведению менее агрессивно. Политизированность романа они ставят на второе место, считая основным его достоинством воспитательный эффект, который несет образ Павла. Причем не только при реабилитации и воспитании детей-инвалидов, но и для всей массы школьников. Они сетуют, что в литературе, изучаемой сегодня в рамках школьной программы, действительно заметен явный недостаток героев, достойных подражания, и авторов, воспитывающих личным примером.

- Я двумя руками только за такое возвращение, - делится мнением Нина Кондратьева, учитель школы № 74. - Произведения, имеющие столь мощное воспитательное значение, можно пересчитать по пальцам. И жаль, что некоторые из них незаслуженно из школьной программы изъяты. Среди них  в средних классах - «Повесть о настоящем человеке», в старших - «Как закалялась сталь». Конечно, дети достаточно настороженно и даже скептически отнесутся к жизненным ценностям Павки Корчагина. Но учителю не надо заострять внимание на идеологической канве произведения. Этот роман можно преподавать и без привязки к идеологии. Все зависит от опыта и квалификации учителя.

С этим согласна и преподаватель гимназии при педагогическом колледже Валерия Каверина:

- Работу с этим романом можно проводить иначе и обсуждение вести не как раньше, с точки зрения тоталитарного государства, а в ключе новых требований времени, с позиции демократического общества.

Правы одни. Правы другие. А где же золотая середина? Не спросить ли об этом у самого Корчагина?

Павел Корчагин, руководитель управления лесопромышленным комплексом администрации Приморского края:

- Мои имя и фамилия в детстве обязывали меня относиться к этому персонажу серьезно. И влияние Павки на меня было, возможно, большим, чем на кого-либо другого. Это накладывало определенные обязательства. Но, как видите, не случилось ничего страшного: я не вырос фанатиком социализма. А вот в вопросе формирования воли и характера хочу сказать тезке спасибо.

«Тихий Дон» и «Поднятая целина» более политизированы, но, однако, из школьной программы не изъяты...

С персонажами история та же. Печорин - герой своего времени, Онегин - своего, Павел Корчагин - своего. Но под репрессии почему-то попал только он один…

Автор: Олег ЗИНЧЕНКО, "Владивосток"