Праздник мобильных людей!
20 октября первому оператору цифровой сотовой связи на Дальнем Востоке компании «АКОС» - 10 лет! Этот день с полным правом можно считать днем рождения сотовой связи в Приморском крае. За 10 лет многое изменилось, и на местном рынке работают уже четыре сотовых оператора, в том числе два федеральных. Но «АКОС» по-прежнему остается на рынке и продолжает занимать там свое, вполне достойное место. О наиболее интересных вехах становления компании рассказали сотрудники «АКОС».
20 октября первому оператору цифровой сотовой связи на Дальнем Востоке компании «АКОС» - 10 лет! Этот день с полным правом можно считать днем рождения сотовой связи в Приморском крае. За 10 лет многое изменилось, и на местном рынке работают уже четыре сотовых оператора, в том числе два федеральных. Но «АКОС» по-прежнему остается на рынке и продолжает занимать там свое, вполне достойное место. О наиболее интересных вехах становления компании рассказали сотрудники «АКОС».
10 ЛЕТ В ЦИФРАХ И ФАКТАХ
ЗАО “АКОС” появилось как российско-американское предприятие. Его учредителями выступили ЗАО “Горстрой”, ОАО “Госстрах Приморья”, Russian Telecommunications Management Development (США) и ряд физических лиц. Тогда сотовая связь была абсолютно новой сферой бизнеса не только в крае, но и в стране. И все эти годы шел процесс ее становления.
- В первый год работы абонентская база компании составила 1975 абонентов - неплохой результат, учитывая, что сотовая связь тогда была достаточно дорогим удовольствием, - рассказывает генеральный директор компании “АКОС” Ольга Сергеевна ШКАРУПИНА. - Нашим первым клиентом стала ЛАПИР Людмила Александровна. А среди организаций - Дальрыббанк, Дальневосточная горностроительная компания, администрация Фрунзенского района Владивостока, компания “Фартоп” и многие другие. Тогда наши показатели развития были самыми лучшими по России среди региональных сотовых операторов.
- Почему был выбран стандарт D-AMPS? Это была идея американских акционеров?
- Да, они повлияли на выбор, но этот стандарт был одобрен и министерством связи. Тогда это был самый современный и качественный стандарт. В США и других странах он эксплуатируется и сейчас. Но правительство России решило отдать частоты, в которых работает D-AMPS, под цифровое телевидение, разрешив “доэксплуатировать” его до 2010 г. А министерство связи, чтобы не ущемлять права операторов, стало выдавать им лицензии на стандарт GSM-1800.
Несмотря на наличие других операторов, работающих в стандарте GSM, тестирование GSM-сети «АКОС» вызвало во Владивостоке фантастический ажиотаж. С самого раннего утра задолго до начала рабочего дня возле центрального офиса на Союзной собирались такие толпы, что сотрудники едва протискивались к рабочим местам.
- Как вам удалось организовать такой бум?
- Для нас это тоже было несколько неожиданно, - говорит она, улыбаясь. – Конечно, мы знали, что рынок ждет пуска в эксплуатацию нашей новой сети стандарта GSM. Перед началом коммерческой эксплуатации необходимо было дать нагрузку на сеть для дополнительной проверки, т. е. протестировать сеть. Для этого было решено привлечь потенциальных абонентов компании. Абоненты «АКОС» всегда ценили высокое качество связи в сети D-AMPS. И прежде чем выйти с коммерческим предложением об оказании услуг сотовой связи в стандарте GSM, мы должны были быть уверены, что связь в новой сети будет отвечать самым высоким требованиям. По сути тестирование явилось приемкой сети ее будущими клиентами. Мы подготовили для тестирования три тысячи SIM-карт, рассчитывая реализовать их за месяц, а они ушли за три дня! Желающих принять участие в тестировании было очень много! Я как-то помогла выйти через другой вход женщине на большом сроке беременности, чтобы ее не затолкали на лестнице. А сотрудники абонентского отдела рассказывали: заходит мужчина - весь в бинтах и рука в гипсе - и просит пропустить его без очереди. Ушел из больницы, чтобы купить телефон...
- В чем достоинства эксплуатации двух стандартов сотовой связи?
Прежде всего это возможность выбирать удобный стандарт и спектр услуг, не меняя оператора. Среди абонентов очень много студентов и школьников. Они любят часто менять трубки, которые стали намного дешевле, чем раньше. Сейчас клиент выбирает телефон, как часы. Кому-то нравится форма, кому-то цвет. Кому-то может понравиться модель, которая работает в другом стандарте. Клиент стал более мобильный, он любит передвигаться. А в GSM он может, не меняя стандарта, иметь надежную связь в любых сетях. Достаточно купить sim-карту. Костяк абонентов D-AMPS составляют те, кому не нужно отправлять SMS-ки или получать картинки, а требуется только качественная голосовая связь. Раньше компания была совместным российско-американским предприятием, затем американцы, владеющие основным пакетом акций, перепродали его российской компании.
- Чему научили вас американцы? И полезна ли частая смена собственника?
- Мы сохранили все цивилизованные приемы ведения бизнеса, которые использовали при работе с американскими акционерами: прозрачность, соблюдение трудового законодательства. Это как раз то, чего сейчас государство добивается от бизнеса, - ответила Ольга Сергеевна. - А от смены собственника, как правило, компания выигрывает, ведь связь - высокотехнологичный бизнес. Ее не перепродашь с устаревшим оборудованием. И новые владельцы понимают, что компании необходимо развиваться.
КОРПОРАТИВНЫЙ ДУХ
Интересно, что за 10 лет костяк коллектива, который начинал работать в “АКОСе” в 1994 году, сохранился. И люди с особой теплотой вспоминают трудное, но интересное время.
Начальник абонентского отдела Александра Ивановна ДУДИНА:
- Меня пригласили в компанию, когда только предстояло развернуть сеть мобильной связи. Помню, в первый год перед самым Новым годом мы продали 167 телефонов за день! Мы были как одна семья. Все старались успеть, сделать. Люди к нам шли с большой надеждой, так как телефонов тогда многим не хватало. Свой первый мобильный телефон я раньше оставляла на работе. Боялась брать с собой, все-таки дорогая вещь. А однажды, когда случилась авария на дороге, я сразу оценила достоинства мобильной связи. Сейчас без сотового свою жизнь не представляю.
Менеджер абонентского отдела Вера Федорова:
- Я работаю в компании семь лет. Сначала работала торговым представителем, а потом перешла в абонентский отдел. Есть клиенты, которые, купив у тебя телефон, считают тебя чуть ли не родным человеком. Они приходят, рассказывают о личных проблемах, и нелегко бывает поддерживать беседу, когда позади очередь. Но и обидеть клиента тоже нельзя.
Заведующий складом Владимир Ильич Реус:
- Я пришел из системы железных дорог. Сразу пришлось организовывать большой ремонт, решать проблемы с освещением. Было очень тяжело, и я так уставал, что решил через четыре месяца уволиться. Но меня поразило отношение ко мне. На улице - полно безработных, а здесь - совместное предприятие, зарплата хорошая. И мне говорят, если передумаешь, возвращайся. Я вернулся через два месяца. И не жалею. Здесь чувствуешь себя защищенным. У нас и отпуска, и больничные оплачивают, и путевки в лагерь, а у меня трое детей. Это многого стоит. Мне нравится уважительное отношение руководства ко всем сотрудникам.
Менеджер по развитию сети Дмитрий ПРАХТ:
- Я работаю в компании 10 лет. Помню, подключение к сети общего пользования проходило тяжело. В октябре мы получили первую тысячу городских номеров, и они улетели за два месяца, а ведь цены тогда были раз в 100 выше нынешних!
За 10 лет в компании воцарился настоящий корпоративный дух. Здесь любят отмечать вместе праздники, играть в боулинг, выезжать с семьями на природу. Причем, по словам Ольги Шкарупиной, “когда сотрудники начали приглашать на наши праздники жен и детей, я почувствовала особую степень доверия коллектива”. Самые главные праздники, конечно, День связи и день рождения компании “АКОС”. Мужчин и женщин в компании примерно поровну, и праздники 23 Февраля и 8 Марта всегда проходят очень весело и не обходятся без сюрпризов. Ну и, конечно же, Новый год.
- Своя история есть у любой компании, но историю делают прежде всего люди, - продолжает Ольга Сергеевна. - Мне очень приятно, что у нас по-прежнему работают те, кто стоял у истоков: главный бухгалтер Лилия Лаврентьевна СИМОНОВА, Вячеслав ГОРНОСТАЕВ, Ольга Владимировна ЯКОВИВСКАЯ, Сергей КЕУШКОВ и многие другие.
ПЛАНЫ НА ДЕСЯТИЛЕТКУ
Сегодня зона охвата обеих цифровых сетей «АКОС» - промышленно развитые районы на юге Приморья: Владивосток, Артем, Уссурийск, Находка, Большой Камень, о. Русский. По словам генерального директора “АКОС”, акционеры утвердили продвижение сети на север края с дальнейшим покрытием всей территории Приморья. “АКОС” в ближайшем будущем намерен внедрить все современные услуги и сервисы стандарта GSM-1800. Это GPRS, MMS, EMS (возможность отправить комплексное сообщение, содержащее рисунок, мелодию, текст) и др. Номерная емкость сети “АКОС” GSM-1800 в 25 тыс. номеров выбрана за первый год эксплуатации. И уже получено дополнительное расширение сети. Так что сотовая связь становится все более доступной. Присоединяйтесь и общайтесь с удовольствием!
СПРАВКА "В"
Опытная эксплуатация сети “АКОС” в цифровом стандарте D-AMPS началась в феврале 1995 г.
28 февраля 2002 г. “АКОС” получил лицензию на услуги связи в стандарте GSM-1800. Строительство сети прошло в рекордно короткие сроки. В феврале 2003 года компания объявила о начале строительства своей GSM-сети, а уже 30 октября 2003 года состоялась ее презентация. Оборудование для проекта поставили компании Ericsson, Siemens и Huawei Technologies Co., Ltd (КНР).
“АКОС” первым на Дальнем Востоке внедрил новые виды услуг и сервисов: переадресацию вызова, трехстороннюю конференц-связь, ожидание звонка, определитель и антиопределитель номера, тарифы со всеми бесплатными входящими звонками и др. Компания первой среди операторов сотовой связи в Приморье начала принимать платежи через Интернет.
Автор: Ирина ДРОБЫШЕВА, Игорь КРАВЕЦ (фото), специально для «В»