«Нежданова» легла на дно

Один из самых мощных и разрушительных тайфунов последнего времени по имени «Токагэ» не дошел до Приморского края. Но удар по нам тем не менее он нанес сильнейший - у причальной стенки японского порта Фусики (префектура Тояма, остров Хонсю) затонул принадлежащий ОАО «ДВМП» пассажирский теплоход «Антонина Нежданова».

22 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1644 от 22 окт. 2004

Больше на бассейне «актрис» не будет

Один из самых мощных и разрушительных тайфунов последнего времени по имени «Токагэ» не дошел до Приморского края. Но удар по нам тем не менее он нанес сильнейший - у причальной стенки японского порта Фусики (префектура Тояма, остров Хонсю) затонул принадлежащий ОАО «ДВМП» пассажирский теплоход «Антонина Нежданова».

Судно выполняло вполне обычный, заурядный рейс Владивосток-Фусики-Владивосток и через несколько дней должно было вернуться в родной порт. Тайфун, однако, внес свои коррективы. Метеорологи, кстати, занесли «Токагэ» (по-японски – ящерица) в разряд супертайфунов. Прочесав южную половину страны – от Окинавы до Токио, он принес неисчислимые беды – по данным, на середину вчерашнего дня 30 человек погибли, более 40 числятся пропавшими без вести, сотни тысяч людей эвакуированы, десятки тысяч зданий остались без света, отменены занятия в школах.

Капитан «Неждановой», получив сообщение о надвигающейся угрозе, принял решение штормовать в море – это намного безопаснее, чем подвергать судно риску быть разбитым могучими порывами ветра о бетонный урез причала. Однако без буксиров «пассажир» самостоятельно отойти от причальной стенки не в состоянии. Капитан обратился к руководству порта Фусики с просьбой предоставить буксиры. Но буксиры к вечеру 20 октября японской стороной предоставлены не были. (Сейчас, задним числом, естественно, идет детальное расследование чрезвычайного происшествия, и хочется верить, о его результатах мы узнаем.) «Антонина Нежданова» вынуждена была встречать тайфун у причала. Когда порывы ветра стали достигать ураганной силы, а корпус судна начало ощутимо бить о бетон, все пассажиры (их было на борту порядка 60 человек) были эвакуированы на причал. В результате сильнейших ударов в левом борту (именно этим бортом «Нежданова» была ошвартована) образовалась пробоина, через которую в корпус хлынула вода. Вечером и в ночь с 20 на 21 октября экипаж пытался спасти судно – заводить пластырь, откачивать воду. Стихия оказалась сильнее: в ночной тьме, навалившись левым бортом на причал, «Антонина Нежданова» опустилась на грунт, а экипаж был вынужден ее покинуть.

Глубина у причала в этом месте – семь метров, и потому судно не ушло под воду целиком, надстройка его – над водой. Предполагается, что в ближайшее время начнутся работы по заделыванию пробоины и подъему «пассажира». Вместе с тем похоже, что дальнейшей судьбой судна скорее всего станет разделка на металлолом.

«Антонина Нежданова» была построена в 1976 году на верфи югославского города Сплит в рамках большой серии так называемых актрис (помните – «Любовь Орлова», «Ольга Садовская», «Ольга Андровская» и т. д.) и поначалу эксплуатировалась на западных бассейнах страны. В середине 80-х она была передана Дальневосточному морскому пароходству, совершив при этом уникальный рейс: ее перегоняли не югом – «Нежданова» стала, пожалуй, единственным пассажирским судном, которое, не имея ледового класса, прошло на восток Северным морским путем. Возраст под тридцать – критический для «пассажира», и скорее всего в ближайшие годы в любом случае встал бы вопрос о списании «на гвозди».

Последнее время «Нежданова» находилась в бербоут-чартере, оперативное управление судном осуществляла владивостокская компания «Бизнес-Интурсервис».

«Антонина Нежданова» была последней «актрисой», работавшей на Дальневосточном бассейне…