…Плюс жигулизация всей страны?

Оказывается, из 23,4 миллиона зарегистрированных в России на 2004 год легковых автомобилей пятую часть, а точнее - 19,1 проц., составляют иностранные. Первые места уверенно держит отечественный производитель: в России 10,9 млн. «ВАЗов», прежде всего «Жигулей» всех моделей, 2,2 млн. «Москвичей», 1,9 млн. «ГАЗов» и чуть больше миллиона «Запорожцев», которые с некоторой натяжкой можно отнести к иномаркам. За шедеврами запорожского завода с минимальным отрывом, всего около тысячи экземпляров, идет «Тойота» (1 млн. 80 тысяч), которую, таким образом, можно считать лидером среди «настоящих» иномарок. Хотя если прибавить сюда 11 тысяч «Лексусов» (представительская евроверсия той же «Тойоты»),то продукции «ЗАЗа» придется потесниться с четвертого места. За «Тойотой» идут «УАЗ» и «Иж», которым в затылок дышит вторая по популярности в России иномарка - немецкий «Фольксваген» (420 тыс. штук). Такие данные обнародовал журнал «За рулем».

15 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1640 от 15 окт. 2004

Оказывается, из 23,4 миллиона зарегистрированных в России на 2004 год легковых автомобилей пятую часть, а точнее - 19,1 проц., составляют иностранные. Первые места уверенно держит отечественный производитель: в России 10,9 млн. «ВАЗов», прежде всего «Жигулей» всех моделей, 2,2 млн. «Москвичей», 1,9 млн. «ГАЗов» и чуть больше миллиона «Запорожцев», которые с некоторой натяжкой можно отнести к иномаркам. За шедеврами запорожского завода с минимальным отрывом, всего около тысячи экземпляров, идет «Тойота» (1 млн. 80 тысяч), которую, таким образом, можно считать лидером среди «настоящих» иномарок. Хотя если прибавить сюда 11 тысяч «Лексусов» (представительская евроверсия той же «Тойоты»),то продукции «ЗАЗа» придется потесниться с четвертого места. За «Тойотой» идут «УАЗ» и «Иж», которым в затылок дышит вторая по популярности в России иномарка - немецкий «Фольксваген» (420 тыс. штук). Такие данные обнародовал журнал «За рулем».

Сразу за фольксвагеновскими «Пассатами» и «Гольфами» в списке стоит японская марка «Ниссан», коей в России насчитывается 360 тысяч штук. Затем по убывающей идут «Опель», «Ауди», «Форд», «Мерседес» (248 тысяч), «Мицубиси» (218), «БМВ», «Мазда» (126), «Хонда» (111), «Дэу» и «Вольво». Упомянутые в этом перечне японские машины, взявшие 100-тысячный барьер, можно смело назвать массовыми. А вот «Субару» (45 тысяч), «Сузуки» (37), «Исузу» (27) и «Дайхацу» (11) в России гораздо меньше. Замыкают список экзотические даже для богатой Москвы автомобили вроде широченных американских «Хаммеров», которых в бескрайней России насчитывается всего-то 155 штук (и как минимум три из них бегают по дорогам Владивостока, распугивая подгулявших китайцев и маргиналов).

Ежу понятно, что структура дальневосточного и тем более приморского автопарка разительно отличается от среднероссийского. Однако все равно интересно узнать точные цифры. Как уже было сказано выше, лидеры предпочтений россиян среди иномарок - «Тойота» и «Фольксваген». Но если в Дальневосточном федеральном округе разнокалиберные «Тойоты» составляют 38 проц. от всего автопарка, то «Фольксвагены» - всего 0,09. Чем дальше на запад, тем отчетливее японская экспансия сменяется германской: в Сибирском федеральном округе «Тойот» 10,4 проц., а «Фольксвагенов» - только 0,3, в Центральном же и Северо-Западном округах «немец» лидирует со значительным отрывом (соответственно 3 проц. против 1,5 у «Тойоты» и 5,5 против 1,7). Если говорить отдельно о праворульных машинах, то на Дальнем Востоке таких авто 95 проц., в Сибирском округе - 75, в Уральском - уже 19, в Приволжском - только 2,8, в Центральном - 2, в Южном - 1,7, а в Северо-Западном - жалкие 1,1 проц. (в этом смысле Владивосток и Санкт-Петербург выглядят не только географическими, но и культурными антиподами). В распоряжении дальневосточников и сибиряков находится 89 проц. всех «правильных» машин. Однако статистика фиксирует тревожную для японофилов тенденцию: доля подержанных машин из Страны восходящего солнца сокращается, причиной чему стали таможенные барьеры, возведенные правительством не без усилий лоббистов от отечественного автопрома. Последний пик импорта японского секонд-хэнда наблюдался в 2002 году - как раз накануне очередного резкого повышения ввозных пошлин.

Ничего удивительного нет в том, что самый молодой автопарк - в городе-герое Москве: доля трехлеток и более молодых машин составляет в столице 23 проц. Почти такие же показатели у зажиточных Ненецкого АО, Татарстана, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО. Дальневосточники же - обладатели самого старого автопарка, что не мешает им гордиться своими «ласточками» и свысока смотреть на всю остальную автомобильную Россию: новых машин в ДВФО не больше 2 проц. Зато уровень автомобилизации населения в крупных городах Дальнего Востока, прежде всего Владивостоке и Хабаровске, очень высок. Другое дело, что самого этого населения в ДВФО немного. Тем не менее, например, по абсолютному количеству иномарок 6,7-миллионный ДВФО немногим уступает 10-миллионной Москве (соответственно 980 тысяч и 1,7 млн), а остальные регионы в этом нам вообще не конкуренты.

То, что японские машины иногда бывают с левым рулем, известно всем. Но не правы те, кто отказывает российскому производителю в способности изготовить «правильный» автомобиль. Как нам стало известно, такие левши или, скорее, правши, нашлись на «УАЗе». Этот завод подписал контракт с Кенией на поставку туда партии праворульных внедорожников. Адресат, что называется, симптоматичный: на фанатично защищающих правый руль приморцев в Москве нередко смотрят примерно как на обитателей Африки. Но версия о том, что при помощи праворульных «бобиков» отечественный автопром намерен вернуть стране безнадежно утерянный дальневосточный рынок, пока что остается зыбкой. Потому что японские машины любимы дальневосточниками и сибиряками не только за правый руль как таковой.