Амплуа - Принц, Сашка и другие, или Эпизод на армейскую тему

Андрей Касницкий – выпускник актерского факультета Дальневосточной академии искусств этого года. На курсе педагога Ирины Лыткиной слыл фанатиком профессии. Играл, как и полагается по Станиславскому, пропуская роль через себя. Когда-то Принц из детской сказки… Сегодня – Сашка из одноименной повести Кондратьева, премьерный спектакль по которой состоялся в театре ТОФ 1 октября.

15 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1640 от 15 окт. 2004

Андрей Касницкий – выпускник актерского факультета Дальневосточной академии искусств этого года. На курсе педагога Ирины Лыткиной слыл фанатиком профессии. Играл, как и полагается по Станиславскому, пропуская роль через себя. Когда-то Принц из детской сказки… Сегодня – Сашка из одноименной повести Кондратьева, премьерный спектакль по которой состоялся в театре ТОФ 1 октября.

Светлый, чистый деревенский мальчишка, оказавшийся в самом пекле Великой Отечественной под  Ржевом и умудрившийся не сломаться и не очерстветь от безобразий войны. Корреспонденту «В» Андрей-Сашка признался, что часто думает о крайностях. А война – это крайность в жизни и мера этой самой жизни. Как пережить и не дать сломаться внутреннему «я»? У Андрея есть реальная возможность проверить не только свои актерские силы: на днях он уходит в армию. В беседе с корр. «В» Андрей Касницкий размышляет о профессии и о жизни.

ТЕАТР

В детстве я записывал себя на диктофон. Стихи или проза… Или импровизация… Пытался понять, что во мне есть. Мальчишеские увлечения были обычными – немножко волейбол, немножко кикбоксинг, книги… Ничего особенного. Было интересно анализировать, как, что и почему делаю я сам и другие. Это исследование человеческих характеров, поступков, мотивов оказалось увлекательным занятием. Позже подумал: какую профессию выбрать? И решил: все, что мне интересно – играть и исследовать характер, – это театр. Выбрал академию искусств. Странно на первый взгляд, но актерство оказалось желанным и любимым. С другой стороны, иногда испытывал едва ли не отчаяние – а вдруг роль не получится? Играть начал довольно рано – еще в уссурийском театре (я вырос в Уссурийске). Линкин в «Фальшивой монете» - это я в 16 лет. Потом Принц… Потом в театре им. Горького в «Голом короле» Камергер, роль в «Месяце в деревне»… В театре ТОФ - Сашка, репетирую ввод в «Мелкого беса»… О каждой роли можно говорить долго. Дело не в каких-то конкретных чертах характера, а в механизме разработки. Если кто-то скажет, что сначала появилась вот эта мысль, потом он ее развил, а потом сыграл и в итоге получилась роль, – это будет неправдой. Ни один актер не знает, как на самом деле получается роль. Есть механизм проживания, мироощущения героя – счастья или несчастья, радости или боли… Неуспокоенность…

САШКА   

Я – второй Сашка. В премьере спектакля эту роль играл Александр Белоконь. Но сезон открыли спектаклем с моим участием. Конечно, идешь от себя. Но мы не знаем истинной войны. Значит, все надо представить, сфантазировать, войти в вымышленный мир и сделать его своим. Сашка очень близок мне… Его чувствами движет накал, который он и сам не всегда объясняет. Интуиция – она, пожалуй, ведет. Сложно было из-за деталей. Я городской, Сашка – деревенский. Где взять эти крупицы, которые сделают правдой все, что ты играешь? Как-то я лежал в больнице и по разговору понял, что соседи по палате -  из деревни. Манера разговора, образ мыслей, система ценностей – все это живой материал, который дала сама жизнь. Из него лепится характер. А в характере Сашки есть еще и война… Я часто думаю о крайности жизни. Вернее, о конечности. Нам не дано знать, что чувствует тот, кто уходит. Но мы точно знаем, как больно оставаться без любимых людей. Про это спектакль. Про вдов, которые остались без своих мужчин со своей нерастраченной любовью. Про мужчин, которые воевали во имя жизни и любви… Выражаясь современным языком, это тот самый экстрим, который либо оставляет человека человеком, либо нет. Армия для меня – тот же экстрим. Моя задача – не потеряться. Морально не потеряться…

ГЕРОЙ-ЛЮБОВНИК

Это амплуа, в котором, наверное, не так уж легко оказаться для меня. Как играть любовь? Если ты не пережил чего-то в жизни, трудно. Любовь или влюбленность по крайней мере надо узнавать… А в остальном… Мне кажется, здесь как нигде важны нюансы. Фабула отношений между мужчиной и женщиной стара как мир. Важны штрихи, мелочи, нюансы, едва уловимые тона… Рабство или свобода, разность желаний, мгновенное совпадение и последующее одиночество – вот это всегда конфликт, задача с неизвестным заранее решением. Кстати, не хотел бы попасть в рамки одного амплуа, интересно открывать в себе что-то новое…

Автор: Ольга ЗОТОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"