Дорога ее жизни

20 лет - половину своей жизни - отдала дорожному строительству Галина Флоровна ЧЕРЕВКО, директор Спасского филиала краевого государственного предприятия «Примавтодор». В прошлом году за большой личный вклад в реализацию целевой программы «Дороги края» губернатор Приморья Сергей Дарькин наградил ее почетной грамотой. Руководство КГП «Примавтодор» по инициативе коллектива ходатайствовало о присвоении Галине Флоровне Черевко звания «Почетный дорожник России». Скромный человек, она расценивает все эти знаки внимания как заслугу своего коллектива и говорит о коллегах - не о себе: - Мы все выбрали одну дорогу - ту, которую оставляем людям. И я искренне рада, что мы идем по ней вместе!

15 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1640 от 15 окт. 2004

Жаль, что в сутках только 24 часа

20 лет - половину своей жизни - отдала дорожному строительству Галина Флоровна ЧЕРЕВКО, директор Спасского филиала краевого государственного предприятия «Примавтодор». В прошлом году за большой личный вклад в реализацию целевой программы «Дороги края» губернатор Приморья Сергей Дарькин наградил ее почетной грамотой. Руководство КГП «Примавтодор» по инициативе коллектива ходатайствовало о присвоении Галине Флоровне Черевко звания «Почетный дорожник России». Скромный человек, она расценивает все эти знаки внимания как заслугу своего коллектива и говорит о коллегах - не о себе: - Мы все выбрали одну дорогу - ту, которую оставляем людям. И я искренне рада, что мы идем по ней вместе!

«МУЖСКАЯ» РАБОТА

Родилась Галина во Владивостоке в семье военного моряка. Когда отец демобилизовался, семья переехала в Улан-Удэ. После окончания школы девушка поступила в Восточно-Сибирский технологический институт. Дипломированного инженера-механика пищевых производств направили по распределению на Спасский маслозавод. Так судьба привела ее в город, с которым связана вся трудовая жизнь.

Казалось, вот он, путь. И вдруг - развилка: Галина дала согласие на приглашение в мастерскую № 5 «Приморгражданпроекта». Однако очень скоро поняла: не ее это призвание:

- Я не кабинетный работник. Мне нужно, чтобы жизнь била ключом, нужны простор и движение!

Так она переквалифицировалась в дорожники. Начинала как инженер производственного отдела, потом поднималась со ступеньки на ступеньку служебной лестницы: начальник производственного отдела, главный инженер... Остро ощутила, что нужны глубокие специальные познания, и поступила в Хабаровский государственный технический университет. Работала и училась заочно: ночами чертила и писала рефераты. И получила второй диплом - инженера-строителя автомобильных дорог и аэродромов.

Кстати, младший сын Михаил унаследовал мамину непоседливость и неугомонность. Еще школьником часто прибегал к ней на работу. Все ему было интересно. Но особенно тянуло мальчишку к технике. Теперь он - студент пятого курса того же вуза, где помнят Галину Флоровну.

Такую преемственность приветствуют в «Примавтодоре» и даже обеспечивают бюджетные места для детей своих работников. Более 20 лет проработал в Спасском филиале водитель В. В. Лазаренко. Его сын Руслан, получив специальное образование строителя-дорожника, сейчас мастер участка. Александр Кобец - тоже ветеран предприятия - был и кочегаром, и оператором асфальтобетонного завода. Его дочь Светлана Марченко после окончания вуза работает в Кировском филиале «Примавтодора» инженером-лаборантом. Начальник АБЗ Николай Григорьевич Терещенко отдал производству два десятка лет. Сын его Денис, выучившись, трудится в мостостроительном отряде - давнем и надежном партнере филиала «Примавтодора».

Галина Флоровна считает, что ей повезло: она, молодой тогда главный инженер, начинала под руководством опытного строителя и мудрого человека, ныне покойной Галины Серафимовны Ахметовой. Та не подавляла своим авторитетом, предоставляя самостоятельность и тем самым давая возможность проявить себя. И, когда переходила на новую работу, предложила в качестве своего преемника Галину Флоровну Черевко. Председатель комитета дорожного хозяйства Леонид Иванович Кельнер не возражал…

Она - частый гость высоких кабинетов в краевом центре. Особенно трудно приходилось в первые годы руководства, ибо совпали они с началом той перестройки, когда первым в борьбе за выживаемость «пало» строительство.

ИСПЫТАНИЕ

Галина Флоровна вспоминает ту давнюю историю:

- Планы у нас были очень маленькие, денег нам не давали. Помню, в комитете дорожного хозяйства защищали объемы. И дали нам всего 8 миллионов. Я вышла с камнем на сердце. Это значит, мы не сможем купить материалы, люди останутся без зарплаты, с тоской думала я. Ведь за моей спиной коллектив! Как посмотрю им в глаза? Это был, наверное, самый трудный день в моей жизни. Закралась даже паническая мысль: бросить все и уйти… Уже потом я поняла: это было мое испытание. И я его выдержала, потому что не сдалась перед трудностями. Именно тогда я осознала: за мной - коллектив, готовый разделить со мной трудности и поддержать не только словом, но и делом.

У той истории был счастливый конец. Все потихоньку образовалось - не само собой, конечно, ведь под лежачий камень и вода не течет. Нашли дополнительные объемы и к концу года освоили не 8 миллионов, а втрое больше.

2000 год стал началом восхождения предприятия. Его прожили на пределе сил и возможностей. Предстояло сдать 5,3 километра трассы Спасск - Варфоломеевка. Проблем - и объективных, и субъективных - была масса. Работы затягивались. А лето стремительно и безвозвратно уходило.

И тогда Черевко приняла из ряда вон выходящее решение: как полководец, чтобы выиграть битву, бросает в бой свой последний резерв, так и она сняла все предприятие - до последнего человека! - на дорогу. Дело нашлось всем. Контору закрыли на замок, все начиная с нее и заканчивая рядовым служащим обрядились в оранжевую робу.

…Работали от рассвета и до темноты. Целый месяц. Возвращались домой, когда небосвод становился густо-фиолетовым. Именно тогда многие поняли, что они - одна семья.

- Гуртом и батьку бить хорошо! - смеется Галина Флоровна, вспоминая тот ударный бросок. - Дорогу мы сдали 8 августа 2000 года - точно в срок! Многим не верилось. Среди скептиков был и муж. Когда мы сделали, казалось, невозможное, он с каким-то уважением и удивлением сказал мне: «Ну, ты и настырная!». Тем и живу…

«НАМ БЫ ЕЩЕ ДЕНЬ ДА НОЧЬ ПРОДЕРЖАТЬСЯ...»

Не зря говорят: добрая слава далеко летит. Спасский филиал КГП «Примавтодор» теперь имеет репутацию надежного делового партнера. Недавно вице-спикер краевого Законодательного собрания Игорь Сергеевич Пушкарев сообщил, что край выделил дополнительные деньги на ремонт спасских дорог. Скорее всего миллион рублей пойдет на приведение в порядок самых разбитых улиц Шиферного поселка.

- Нам бы еще лето продлить месяца на два, - шутит Галина Флоровна. - Работа же есть! Вот и ОАО «Спасскцемент» просит заасфальтировать у себя площадку…

Единственный день, когда все они собираются вместе, - это профессиональный праздник. И главным на нем будет тост: «За новую дорогу!»…