Менеджмент для тех, кто хочет добиться успеха
Реформирование российской экономики, бурное развитие предпринимательства востребовали множество новых профессий, знаний и умений. Как удовлетворить этот социальный запрос? Об этом наш разговор с президентом Дальневосточной высшей школы менеджмента, доктором АТР, доцентом Михаилом Дегтяревым.
Реформирование российской экономики, бурное развитие предпринимательства востребовали множество новых профессий, знаний и умений. Как удовлетворить этот социальный запрос? Об этом наш разговор с президентом Дальневосточной высшей школы менеджмента, доктором АТР, доцентом Михаилом Дегтяревым.
- Михаил Васильевич, всегда считалось: для того, чтобы руководить, специальные знания не нужны. Дело, казалось бы, нехитрое. А вы создали целую школу, которая готовит руководителей.
- Во всем цивилизованном мире руководитель - это не должность, а профессия. В Союзе, да и в России, долгие десятилетия все было наоборот. Этой профессии, увы, не учили. Вчерашний старший инженер становился начальником цеха, не зная основ менеджмента и маркетинга, экономики и финансов.
Кроме специальных знаний и умений для руководителя важно наличие логики мышления, коэффициента интеллекта, решительности плюс развитого чувства ответственности. Согласитесь, это немало. К тому же во всем мире одним из условий рассмотрения кандидата на должность является степень “МВА” - “Мастер делового администрирования”. Это показатель руководителя-профессионала. Для получения данной степени необходимо второе высшее образование.
- Можно ли говорить, что в Приморье сложилась система подготовки специалистов, в том числе менеджеров, для эффективной работы в условиях рыночной экономики?
- Да, уже имеется рынок образовательных программ в области менеджмента и бизнеса, на котором действуют государственные и негосударственные образовательные учреждения. Главная его особенность, на мой взгляд, ориентация на потребителя, будь то человек или предприятие.
Цели менеджмент- и бизнес-образования отличаются от вузовских. В вузе дают базовые знания, основы мировоззрения и культуры. В нашу школу менеджмента приходят люди, у которых уже есть профессия. Им нужен успех. Для человека успех - это карьера, для предприятия - прибыль сегодня и развитие завтра.
- Что собой представляет обучение в школе менеджмента?
- Мы готовим профессиональных руководителей нижнего звена управления - “Бакалавров менеджмента” и высшего звена управления - “Магистров управления”, даем кратко- и среднесрочные программы эффективного повышения квалификации и переподготовки руководителей по актуальным проблемам управления. Плюс осуществляем внутрифирменное обучение и консалтинг персонала предприятий - самая эффективная форма повышения квалификации сотрудников. Это объективная необходимость для развития Приморья и ДВ региона.
Наши слушатели обязательно проходят 15 базовых курсов по менеджменту и маркетингу, экономике и финансам. А затем им предлагается специализация - 5 специальных курсов и еще по выбору 10 курсов. Кроме того, мы учредили у себя программу подготовки профессиональных менеджеров по международному стандарту. В ноябре проведем международную аккредитацию нашей программы “Магистр управления” с привлечением Европейского фонда развития менеджмента.
Так как сегодня для многих самая дорогая валюта - это время, наши учебные программы реализуем в различных формах обучения. Существует заочная форма обучения для студентов, очно-заочная форма для “Магистров управления” и вечерняя - для программ переподготовки и повышения квалификации.
- Опираетесь ли вы на зарубежный опыт обучения?
- Лишь отчасти. Знаете, сейчас профессиональные руководители с большим скептицизмом относятся к зарубежному образованию. Конечно, ведущие зарубежные школы менеджмента способны обучать людей на высоком уровне. Но их учебные программы не адаптированы к условиям России. Что-то действительно полезное для наших слушателей из зарубежного опыта мы перенимаем. Так, на программе “Бакалавр менеджмента” до 15 процентов времени мы отдаем практикам, которые дают слушателям жизненно важный капитал: навыки, умения, опыт. На программе “Магистр управления” на практику уходит 35 процентов времени обучения, на среднесрочных программах - до 7 процентов.
К тому же в школе действуют так называемые малые группы, слушатели которых, имеющие практический опыт, в процессе обучения обмениваются этим опытом. Фактически учат друг друга живому делу.
- Михаил Васильевич, школе менеджмента исполняется четыре года. С чем пришли к этой дате?
- Школа, первая на Дальнем Востоке, принята в состав Российской ассоциации бизнес-образования, Ассоциации развития управления Европейского фонда развития менеджмента (Брюссель) и стала 15-й из высших школ России, прошедших сертификацию Торгово-промышленной палаты РФ.
По нашим краткосрочным программам прошли обучение 420 руководителей, по среднесрочным - 117 руководителей и специалистов.
Сейчас мы получаем государственную лицензию на подготовку специалистов высшего образования по маркетингу, в октябре приступит к занятиям первый курс студентов.
Активно работаем с зарубежными коллегами: с Баварским центром менеджмента, Академией менеджмента Мюнхена, концерном “Карль-формасьон” и Высшей школой коммуникаций (Париж). Заключаем договоры на проведение совместных учебных программ с университетами Сан-Диего, Ниигаты и Сеула. Работаем с высшей школой экономики. Реализуются у нас проекты фонда “Евразия”, Европейского союза “TACIS-PI”, систем деловой информации ГИГА и МИС.
В декабре 1995 года впервые на востоке России наша школа выпустила первую группу “Магистров управления”. Все они быстро получили достойную работу. Студенты 3-го курса по специальности “Бакалавр менеджмента” за год до окончания обучения имеют место работы. Это говорит о том, что рынок спроса на менеджеров уже созрел, есть потребность в профессиональных руководителях. Наша отраслевая ниша - это предприятия малого и среднего бизнеса, крупные транспортные и промышленные предприятия. Именно эти предприятия во многом определяют сегодня состояние экономики ДВ региона.
И последнее, самое главное: на мой взгляд, за эти годы нам удалось достичь достойного качества образования. Наши слушатели удовлетворены теми знаниями, навыками и умениями, которые дает им школа. Эти знания соответствуют международному стандарту.
Автор: Татьяна Нагорная, “Владивосток”