Реклама в Интернете
Андрей ХОЛЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), “Владивосток”
Андрей ХОЛЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), “Владивосток”
Наконец-то добравшийся и до России Интернет, к сожалению, приносит отечественным пользователям одни только расходы. Как зарабатывать деньги с помощью Интернета - этому невероятному по российским меркам феномену был посвящен семинар “Реклама в Интернете”, организованный 24 июня редакцией газеты “Владивосток” на базе Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса (ВГУЭС).
Семинар провел Эндрю Снайдер (Andrew Snyder), координатор группы продажи рекламы компании StarWave, специально приглашенный для этого из Сиэтла (США) редакцией газеты “Владивосток”.
Справка “В”. Компания StarWave является одним из крупнейших в США электронных издательств (адрес в Интернете - http://www.starwave.com). Основана 4 года назад в Беллевью (пригород Сиэтла), в 1995 году выставила в Интернете свое первое издание. В настоящее время ежеквартальный доход StarWave от рекламы в Интернете составляет до 4 млн. долларов. Персонал компании - около 300 человек, из которых 100 инженеров-компьютерщиков, 150 журналистов, 5 дизайнеров, 10 специалистов по продаже рекламы, 35 управленцев и маркетологов. Издания компании выставлены на 30 серверах, а число “посещений” их пользователями доходит до 20 млн. в месяц. Рекламодателями StarWave являются NBA, Ford, MasterCard, Toyota, Microsoft, BMW и другие известные в мире организации.
Как это делается в США
Американские рекламодатели уже не сомневаются в том, что интернетовская реклама способна значительно улучшить эффективность всей рекламной кампании, поэтому многие из них обязательно включают Интернет в свои маркетинговые и медиа-планы. И денег на это не жалеют, ведь эффективность интернетовской рекламы - в отличие от газетной или телевизионной - легко поддается подсчету: сервер с помощью специальной программы ведет подробную статистику посещений страниц, на которых размещена реклама: сколько произошло “посещений”, когда и откуда. StarWave, например, еженедельно представляет своим клиентам подробные отчеты о посещении их банеров (рекламных блоков) интернетовскими пользователями, что сразу же становится достоянием маркетологов.
Рекламу в Интернет, по мнению Эндрю Снайдера, фирмы дают по трем причинам: 1) привлечь дополнительное внимание аудитории к своей торговой марке, 2) увеличить через рекламу число посещений собственного интернетовского сервера (своих веб-страниц), 3) собрать данные о потенциальных клиентах.
Большая часть интернетовских рекламодателей в США имеют собственные веб-страницы (или интернетовские узлы), на которых хранится исчерпывающая информация о фирме, ее услугах и товарах. И чтобы “заманить” своих потенциальных клиентов на собственные страницы, они размещают рекламные банеры на наиболее массово посещаемых серверах. Такими серверами конечно же являются информационные издания (электронные газеты и журналы), поисковые механизмы и пр.
Цена на рекламу в Интернете складывается из двух компонентов: цены СМИ (за размещение рекламного банера на страницах электронного издания) и цены производства (затраты на изготовление банера - т. е. компьютерного макета). Если цена производства колеблется от 200 до 500 долларов, то цена СМИ измеряется тысячами и десятками тысяч долларов.
Цена СМИ в свою очередь может включать в себя три вида услуг: 1) плата за время, в течение которого банер выставлен на страницах издания (наиболее предпочтителен для издателя, но не дает рекламодателю гарантий эффективности рекламы), 2) плата за время и количество просмотров рекламы интернетовскими пользователями (используется подавляющим большинством американских электронных изданий и устраивает рекламодателей), 3) плата “за щелчок” - число посещений сервера рекламодателя через размещенный на страницах электронного издания банер (крайне невыгодный для издателей, которые не хотят оказаться заложниками плохой рекламы, но предмет мечтаний для рекламодателей).
Как это делается в России
В России же ситуация несколько другая: большинство рекламодателей не только не имеют собственных представительств в Интернете (веб-страниц), но порой вообще не имеют понятия об интернетовской технологии. Даже те российские фирмы, которые имеют свои веб-страницы, чаще всего не знают, что с ними делать, и поэтому попросту не делают с ними ничего. А ведь многим владивостокским фирмам Интернет дает реальный шанс расширить свой бизнес. К их числу можно смело отнести все, что связано с обслуживанием приезжающих к нам иностранцев, - гостиницы, туристические фирмы, банки и пр.
Дело в том, что люди за рубежом, прежде чем отправиться куда-либо, “залезают” в Интернет и с помощью поисковых механизмов выуживают из него всевозможную информацию о городе или регионе, который они собираются посетить. И если хотя бы одна владивостокская гостиница додумается создать свою веб-страницу, да еще обеспечит возможность бронирования номеров через Интернет (технически это сделать достаточно просто), то иностранцы поедут жить скорее всего именно в эту гостиницу, поскольку она достойно заявила о своем существовании на весь мир и предоставила такой удобный сервис.
Казалось бы, выгоды очевидны, однако отсутствие у нас широкой популяризации Интернета тормозит естественный ход вещей. И хотя, по некоторым данным, во Владивостоке уже насчитывается до 5000 пользователей Интернет, общий уровень местного бизнеса и менеджмента, видимо, не дорос еще до применения нормальных маркетинговых технологий, каковой и является реклама в Интернете. Об этом же свидетельствует и качественный состав участников прошедшего семинара.
На семинар “Реклама в Интернете” приглашались представители местных компаний, имеющих отношение к рекламе вообще, - наиболее крупные рекламодатели, а также рекламные агенты и агентства. Участвовали же в семинаре единицы: представители компании “Владивосток-новости”, Дальневосточного банка, компании “Находка-Телеком”, агентства “Время, ЛТД”. Все они не новички в Интернете: либо имеют уже в нем свое представительство, либо размещают рекламу и поэтому испытывают “естественную” в российских условиях нехватку информации о том, каким образом заставить Интернет приносить пользу бизнесу.
Новое обычно с трудом пробивает себе дорогу, потому что оно новое. Обнадеживает то, что во Владивостоке есть люди, которые делают максимум для популяризации компьютерных технологий. Руководители и специалисты ВГУЭС предоставили для проведения семинара “Реклама в Интернете” хорошо оборудованные аудитории с компьютерами, имеющими доступ в World Wide Web. Интересно, что в это же время на базе ВГУЭС осуществляется программа “Малая компьютерная академия”, в рамках которой проходят компьютерный и интернетовский тренинг полсотни школьников из разных уголков Приморья - им можно только позавидовать.
Как надо делать во Владивостоке
Интернетовский бизнес тем не менее уже начал свое осторожное шествие по Владивостоку: здесь созданы несколько веб-узлов, на которых размещаются веб-страницы местных организаций и даже персон. Наиболее известные из серверов имеют следующие адреса -
http://www.vlapostok.com,
http://www.vlapostok.ru,
http://www.marine.su
и конечно же http://www.vladnews.ru.
Все они имеют достаточно профессиональный дизайн и различаются характером содержащейся на них информации.
На узле http://www.vladnews.ru, к примеру, помещены электронные варианты газеты “Владивосток” и еженедельника на английском языке “Vlapostok News”. На этом же узле имеется фотогалерея, в которой представлены работы местных фотографов, и арт-галерея с работами местных художников. Здесь же интернетовские пользователи найдут “Yellow Pages” - справочник адресов электронной почты и веб-страниц местных пользователей (фирм и людей). Кстати, информацию в эти “желтые страницы” любой пользователь Интернета может вставить сам и совершенно бесплатно.
Чтобы создать свое представительство в Интернете, достаточно обратиться к любому из местных электронных издателей. В отличие от американских наши цены более доступны бюджету владивостокских рекламодателей: от 300 тысяч рублей (объявление размером до 25 слов, выставленное в Интернете на месяц) до 15 млн. рублей и выше (веб-страницы с хорошим дизайном и исчерпывающей информацией о фирме, выставленные в Интернете на полгода и зарегистрированные во всемирных поисковых механизмах). Адрес своих веб-страниц рекламодатели должны обязательно добавлять к своим реквизитам в обычной рекламе - телевизионной и газетной, но не радийной (интернетовский адрес нужно видеть, а не слышать). Кроме того, они должны иметь электронный почтовый ящик, в который бы поступали письма (заявки, отклики и пр.) клиентов.
Вообще же следует надеяться на то, что в недалеком будущем у владивостокских и приморских рекламодателей появится мода на создание веб-страниц, когда иметь свое представительство в Интернете (публиковать в рекламе помимо номеров телефона и факса еще и свои e-mail и www-адрес) станет престижно. Специалист по продаже рекламы в Интернет Эндрю Снайдер советует владивостокским веб-мастерам (специалистам, занимающимся созданием и эксплуатацией веб-страниц) не брать на первых порах много денег с клиентов - чтобы создать местный рынок рекламы в Интернете и постепенно развивать его. Но он сказал и о философии компании StarWave: ничего не делать бесплатно...
P. S. Автор охотно ответит на все вопросы по адресу: holl@vladnews.ru.
Автор: Семинар на эту новую для России тему провели редакция “В” и ВГУЭС