Где пропишется женщина-легенда?

Во Владивостоке должна появиться улица имени Анны Щетининой.

14 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1639 от 14 окт. 2004

Сегодня мы открываем новую рубрику «Имя на карте и в судьбе». Уверены, она вызовет большой интерес у наших читателей. Не секрет, что жители не только маленьких, но и больших городов, поселков зачастую не знают истории мест, где родились и выросли, имен тех, кто стоял у их основания. А случается и такое, что с чьей-то небрежной руки в статистических справочниках появляется дата, взятая не иначе как с потолка, и весь отсчет истории населенного пункта ведется неправильно. Так произошло, например, с г. Спасском-Дальним, пос. Ольга.

Приморье - это люди и судьбы. Сколько отваги, сердечной доброты, терпения требовалось, чтобы вдохнуть жизнь в некогда пустынный, дикий край, восточную окраину Российской империи.

Проходят годы. Уходят люди. Но должна оставаться память, чтобы было будущее.

В этой рубрике вы сможете узнать неизвестные страницы из жизни известных людей, чьими трудами прирастало Приморье, а также немало интересного из истории городов и поселков Приморья, любопытные житейские истории. Задать вопросы, на которые не можете найти ответы. И самое главное, вынести на обсуждение любую острую, общественно значимую тему, связанную с обустройством нашего жизненного пространства - территории, где пишется судьба каждого из нас.

ВСТРЕЧА С ВИДОМ НА МОРЕ

Сегодня речь пойдет о человеке-легенде, первой в мире женщине-капитане дальнего плавания Анне Ивановне Щетининой. Уже не один год идет разговор о том, чтобы одну из улиц Владивостока назвать ее именем. Сейчас, похоже, дошло до дела. Инициативная группа Дальневосточного морского пароходства достигла принципиального согласия на этот счет от городских властей. Но об этом чуть позже. Прежде хочется вспомнить.

…Так случилось, что впервые по-домашнему мы увиделись с Анной Ивановной 25 марта 1995 года. Этот день указан в ее книге «По разным морским дорогам», которую Анна Ивановна тогда подписала на память. Она чувствовала себя уже не очень хорошо, страшно мучили ноги, капитанская болезнь. А в тот день ей, судя по всему, было совсем лихо. Но об этом я догадалась потом. А сначала немало удивилась, когда, придя к назначенному времени на ул. Станюковича, где тогда жила Анна Ивановна, услышала ее извинения и просьбу прийти на час позже, что было ей совершенно несвойственно.

Ровно через час мне открыла дверь совершенно другая женщина. Она выглядела, не побоюсь смелого сравнения, величественно, несмотря на то, что с большим трудом переставляла распухшие ноги. Аккуратно причесанные седые волосы, темная шерстяная кофта, тяжелый прищур глаз, глухой, грубоватый голос. Помню, я тогда совсем оробела. Но интервью откладывать было нельзя. К тому же Анна Ивановна, которая уже давно не принимала нашего брата-журналиста, согласилась на эту встречу только по настоятельной просьбе женской благотворительной организации «Анна», которая взяла ее имя как талисман, а вернее сказать, как знамя. И так же назвала свое женское издание. Увы, газеты с именем Анны Щетининой уже давно нет, не выжила в рыночных условиях. Но та встреча стала для меня настоящим подарком судьбы.

Анна Ивановна помягчела, когда мы как-то невзначай заговорили о море. Со стен ее квартиры смотрели удивительные морские пейзажи кисти приморских художников, кажется, была среди них и работа Павла Павловича Куянцева, знаменитого ледового капитана. Из окна тоже открывался прекрасный вид на море. Да что там, вся ее жизнь и судьба тоже принадлежали морю.

- Говорят, что привязанность к своей профессии - признак ограниченности интересов, - заметила Анна Ивановна, разливая чай в расписные чашки. - Пусть будет так, а я рада, что у меня есть такая привязанность. И я ценю свою профессию выше всего, хотя все же не бабье это дело. Я не в счет - это судьба».

ВЕХИ СУДЬБЫ

Впервые на белом пароходе Анна оказалась в 16 лет, когда вместе с братом и мамой отправилась к отцу в лиман Амура, где он устроился сезонным рабочим на «большую рыбалку». Тогда она впервые увидела профессию моряка в деле: как ставится якорь, как идет швартовка к причалу. Девушку не испугал даже лед, который так напирал в Татарском проливе, что корпус судна трещал.

Спустя некоторое время Анна набралась храбрости и написала письмо начальнику Владивостокского мореходного училища. Из 200 поступающих приняли 40 человек. В числе счастливчиков оказалась и Анна Щетинина вместе с двумя другими девушками. Так все начиналось. Капитаном Анна стала в 27 лет, когда за плечами было уже десять лет работы на судах «Тунгус», «Охотск», «Эскимос», «Топорок», «Орочон»... Это произошло в Германии летом 1935 года. Для рыбопромысловых судов правительство закупило тогда в странах Западной Европы 12 грузовых пароходов. Среди них был ее капитанский первенец - «Хохенфельс», переименованный позже в «Чавычу».

А шесть лет спустя немецкие корабли уже топили советские суда. Войну Анна Ивановна встретила в Ленинграде. Ее маленький старенький «Сауле» под непрерывными бомбежками честно служил родине и флоту: перевозил бойцов, снаряды.

Во Владивосток Анна Щетинина вернулась после прекращения боев на Балтике. И снова оказалась на капитанском мостике: «Карл Либкнехт», «Жан Жорес».

Война и ряд жизненных обстоятельств почти на 12 лет растянули обучение А. И. Щетининой в Ленинградском институте инженеров водного транспорта. Но капитан не изменила своему характеру - доводить начатое дело до конца и получила диплом инженера-судоводителя.

Потом была преподавательская работа в высших мореходных училищах Ленинграда, Владивостока. И снова Балтика, а потом - Тихий океан. Менялись как в калейдоскопе страны, люди, но неизменными оставались две опоры в жизни: море и работа, работа и море. Весной 1936 года, когда ей вручали в Москве орден Трудового Красного Знамени, она не осталась на майские праздники, хотя очень хотела посмотреть парад - боялась, что ее «Чавыча» уйдет в рейс без нее…

ПРИВЕТ ИЗ 1923 ГОДА…

В прошлом году, спустя уже несколько лет после смерти Анны Ивановны, судьба еще раз свела меня с нею. Одна из старожилок Владивостока передала в подарок девичий альбом Тамары Костиной, которая училась вместе с Анной Щетининой в школе. Среди милых рисунков и забавных рифмованных строк я увидела «автопортрет» 15-летней Анны и стихотворное посвящение подруге детства Тамаре. Называлось оно «Лето» и было датировано 9 августа 1923 года.

Торопится ветер
и шепчет с листами,
Цветы всколыхнув,
пронесется кустами.
Вздохнет, отдохнет
и помчится опять
Знакомые сказки
шептать и шептать…

Мне снова вспомнились наше давнее чаепитие и слова Анны Ивановны при прощании: «Мудрость возраста состоит как раз в том, что чем старше ты становишься, тем чаще вспоминаешь детство. Оно во все времена - удивительное».

После того как Владивосток заняли части Красной армии, Анна Щетинина из садгородской гимназии перешла ученицей в Единую трудовую школу, которая соединила учеников всех училищ, гимназий, кадетских корпусов. Школа размещалась на Седанке.

«Часть классов находилась в большом деревянном двух-этажном доме бывшей церковно-приходской школы, - вспоминает в своей книге Анна Ивановна. - А остальные учебные заведения занимали домики и дачи от шоссе до берега бухты... Для детей это было раздолье... В перерывах между уроками на школьный двор, дорожки и аллеи высыпала орущая и хохочущая толпа. Затевались куча мала, бег наперегонки.… Из-за шума часто не было слышно звонка на урок. Положение нашей семьи складывалось в ту пору неблестяще. Отец, отправившийся на один из камчатских рыбных заводов, зимовал там.… Мама не могла оплачивать мой железнодорожный билет из Садгорода до Седанки. Я попробовала ездить зайцем. Меня один раз задержали, записали адрес и прислали домой штраф... Такой великовозрастной девочке выступать в роли зайца было позорно. И поэтому пришлось ходить в школу пешком. Не ближний свет - семь километров туда и семь обратно. Но ничего, привыкла...».

Вот таким был тот далекий 1923 год в жизни Анны Щетининой.

КАПИТАН АННА

Дальневосточная ассоциация морских капитанов, почетным членом которой является Анна Ивановна Щетинина, готовит к изданию большой альбом, посвященный ее жизни и судьбе. Он выйдет в знаменитой серии «Капитаны» весной будущего года и будет содержать немало редких снимков и воспоминаний об Анне Ивановне. К слову, одно из них еще успел написать Виктор Конецкий.

- Во время работы над книгой мы обнаружили в Приморском государственном архиве огромное количество документов, снимков (всего около 100 папок), многие из них уникальны, - рассказывает президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский. - Постараемся, чтобы эти находки попали в альбом. Кстати, обнаружено также письмо А. И. Щетининой, которое она писала В. Конецкому по поводу выхода в свет его первой книги, которую она, к слову, нещадно критиковала. Позже они стали друзьями.

Надо сказать, что этой ассоциации принадлежит идея создания сквера Анны Ивановны Щетининой, установки ее бюста. Сейчас мореходы мечтают о том, чтобы появилось судно с именем «Капитан Анна» на борту. По закону справедливости оно должно входить в состав ОАО «Дальневосточное морское пароходство», которому было отдано столько лет. Насколько известно, пароходство в ближайшее время планирует получить несколько большегрузных судов. Так что мечта может стать явью.

УЛИЦА ЩЕТИНИНОЙ

В редакцию «В» пришло сообщение от Дмитрия Милютина, помощника генерального директора ОАО «Дальневосточное морское пароходство», в котором он сообщает, что с новой администрацией города Владивостока достигнуто принципиальное соглашение на предмет переименования одной из улиц Владивостока в ул. Анны Щетининой. Он, в частности, предлагает рассмотреть в этом плане ряд улиц на ст. Океанская, где родилась Анна Щетинина, ул. Посьетскую, где она жила, когда работала в Дальневосточном морском пароходстве, а также ул. Пологую, где провела свои последние несколько лет.

Редакция «В» ждет ваших предложений: какую улицу во Владивостоке вы видите с именем Анны Щетининой. Конечно, самое подходящее было бы назвать так новостройку. Всякое переименование сопряжено с большими осложнениями, особенно это недопустимо в отношении улиц с историческими названиями.

Надо полагать, что совет по топонимике, существующий при администрации г. Владивостока, предложит свои варианты. Но глас народа лишним не будет. Так что ждем ваших писем, звонков, предложений. Конт. тел. 415-670, e-mail: [email protected].

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток»