Приватизация идет в наступление
Сейчас можно сколько угодно кусать себе локти, что не оформил приватизацию квартиры, когда была возможность сделать это более или менее спокойно и под городским отделом приватизации не творилось такого «смертоубийства», как сейчас, но… Откладывать тяжкую суетную процедуру дальше – рискованно, вдруг вообще останешься потом без угла или придется выкупать свою квартиру у государства?
Сейчас можно сколько угодно кусать себе локти, что не оформил приватизацию квартиры, когда была возможность сделать это более или менее спокойно и под городским отделом приватизации не творилось такого «смертоубийства», как сейчас, но… Откладывать тяжкую суетную процедуру дальше – рискованно, вдруг вообще останешься потом без угла или придется выкупать свою квартиру у государства?
Готовится принятие нового Жилищного кодекса, и можно всего ожидать. Поэтому, несмотря на огромную очередь, стоять в которой придется не час и не два, а несколько утомительных недель, люди записываются в нее и получают заветный номер в самом конце. Бесполезно их отчитывать за то, что не оформили жилье в собственность своевременно. Бесполезно увещевать: мол, подождали бы, пока схлынет бум. На Партизанский проспект, 20, где располагается теперь отдел приватизации управления муниципальной собственности города Владивостока, людей гонит страх за свое будущее.
Объявление, встречающее на дверях отдела, во многом объясняет нынешний ажиотаж: “Уважаемые граждане! Правительство РФ предполагает завершение бесплатной приватизации после 1 января 2007 года”. Новая волна поднялась примерно с 10 июня и до сих пор идет по нарастающей. Еще июльские очередники управились с приватизацией без больших моральных издержек, но потом очередь выросла до 700, 800, 900 человек, перевалила за 1000... Продвигается в день она на 40-80 человек (80 – рекорд, такое случается нечасто). Вся эта арифметика – как на ладони, поскольку каждый день на свет появляется список с внесенными по результатам прошедших суток коррективами. Для надежности и сохранности его размножают на ксероксе (фирма на первом этаже по Партизанскому проспекту, 20 предоставляет такую услугу). Был инцидент, когда объявившиеся «крутые» разорвали списки – они не хотели признавать никакую очередь и напролом ринулись в заветный кабинет. После этого поневоле пришлось подумать о заготовке ксерокопий.
Понятно, что не работники отдела приватизации затеяли смуту с записью и бесконечными перекличками, собирающими по вечерам огромную толпу. Наоборот, они всеми силами стараются отмежеваться от стихийной народной инициативы. На колоннах и на дверях то там, то здесь бросается в глаза листок: «Внимание! Граждане, собравшие все необходимые документы, могут подать заявление на приватизацию квартиры в каб. № 6 (в присутствии всех членов семьи, достигших 14 лет) БЕЗ ЗАПИСИ. Отдел приватизации». Новички и те, кто впервые пробивается через столпившихся на лестнице людей в здание, перед этим объявлением страшно теряются: «Что это значит?». «А, не обращайте внимания!» - начинают разъяснять со всех сторон. Только и остается, что не обращать... По очереди курсируют слухи, будто бы днем и вправду находятся наглецы (или смельчаки?), которые без всякой записи умудряются сдавать документы. Но вообще-то сомнительно. Прорываться через плотную круговую «оборону» - себе дороже.
Поэтому можно хоть сто раз говорить о том, что никакой записи нет, на самом деле она еще как есть. И жуткие мытарства переносят те, кто именно сейчас взялся решать свою давно висевшую над душой житейскую проблему. На переклички чуть ли не каждый день (кроме четверга и выходных) добираются из пригорода, с Трудовой, Чуркина, ведь приватизацию можно оформить только в одном месте. Уже само по себе это предполагает большой наплыв людей.
Зинаида Филипповна, с которой мы познакомились, ездит с Угольной. Бабушке 75 лет, и для нее такие поездки – настоящая беда. Сначала собирались с дедом делать это по очереди, но участнику войны с подорванным здоровьем в первый же день бдений под отделом стало плохо, пришлось вызывать “скорую”. Марии Гордеевне и вовсе 82 года, но она смиренно, как в былые времена на работу, добирается в переполненных автобусах с Чуркина. Целый месяц отмечается, очередь уже близко.
- Мария Гордеевна, а у вас все документы, необходимые для приватизации, готовы? - интересуемся. На лице бабушки полная растерянность. - Да не знаю даже... - Поднимитесь в кабинет к юристу, пусть посмотрит.
Услышав наш разговор, подходят другие пожилые люди:
- Мы уже столько раз ходили в 3-й кабинет, но так все и не поняли с этими документами. Если бы там еще внимательно объясняли, а то ведь, не отрывая глаз от компьютера, разговаривают...
Даже если у стариков есть молодые, более расторопные родственники, то им чаще всего не до того, чтобы убивать время в бестолковой очереди. Вот и берут ответственные бабушки-дедушки главную тяжесть на себя. Лидии Акимовне второй раз пришлось записаться в конец списка. Думала, успеет внук из армии прийти, пока она очередь “держит”, но его еще не дождалась, поэтому продолжает ходить на переклички. Из-за семейных проблем многим приходится вот так же отправляться по второму кругу. Или когда выкидывают из очереди, если не смог явиться на перекличку... Кстати, справки из домоуправления действительны только месяц, и если этот срок истекает, иди за новыми.
На тех, кто помоложе (многим пришлось взять отпуск, ведь каждый день не будешь отпрашиваться с работы), тоже горько смотреть: нервничают, злятся, валятся с ног от усталости. Немудрено: скрупулезные переклички длятся несколько часов. Присесть негде, из здания, где к тому же идет большой ремонт, гонят. Недавно появилось объявление, которое наделало много переполоха: “Дорогоуважаемые приватизирующие. Все последующие переклички будут проходить в Покровском парке. Фойе здания арендовано и подлежит реконструкции. Желающие побелить после себя стены могут обратиться к арендодателю”. Поскольку к распорядителям очереди невозможно пробиться сквозь плотное кольцо людей, все недоумевали: “А где именно в парке? Он же большой...”.
Протомившись среди очередников часа два, мы, честно говоря, так и не смогли дождаться конца переклички. Уходили вместе с бабушкой, у которой при всей жуткой усталости, между тем, в глазах светилась надежда:
- Четыре часа сегодня простояла. Пришла пораньше, боялась, что люди переместятся в парк. Где бы я тогда стала их искать? Но теперь у меня уже 237-я очередь. Еще дня три-четыре... Господи, как же их пережить?
Во Владивостоке плата за оформление договора приватизации установлена постановлением главы администрации и в настоящее время составляет 350 рублей. Эта сумма не зависит от технических и иных характеристик квартиры.
* * *
Приватизация жилья в городе Владивостоке началась в марте 1992 года. С этого времени по сентябрь 2004 года жители краевого центра подали 150 тысяч заявлений на приватизацию занимаемых ими жилых помещений. На сегодня приватизировано более 66 процентов от общего количества квартир в муниципальном жилищном фонде города.
* * *
Согласно ст. 4 закона “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные квартиры.
Автор: Надежда БРАЖИНА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»