Александра у руля
Сегодня на свете осталось мало вещей, которые могут по-настоящему удивить. Но сообщение о том, что директором Мореходного института Дальрыбвтуза назначена женщина, прозвучало как настоящая сенсация. Даже в мировой практике это нонсенс. Примером может служить разве что легендарная Анна Щетинина.
Мореходный институт возглавила женщина
Сегодня на свете осталось мало вещей, которые могут по-настоящему удивить. Но сообщение о том, что директором Мореходного института Дальрыбвтуза назначена женщина, прозвучало как настоящая сенсация. Даже в мировой практике это нонсенс. Примером может служить разве что легендарная Анна Щетинина.
Вряд ли Александра Иванова об этом мечтала, когда поступала на мореходный факультет этого же вуза. А было это почти 20 лет назад, в 1985-м. Она приехала во Владивосток с другого конца страны, из Молдавии, потому что в Одесской мореходке девчонок не брали, а в Мурманской и Калининградской - только на радиста, ей нужно было судовождение. Конкурс выдержала, сдав экзамены на все пятерки, а позже окончила вуз с красным дипломом. Прошло совсем немного времени - и Александра Иванова после аспирантуры, блестяще защитив кандидатскую по теме “Безопасность мореплавания и влияния ветра на суда”, стала заведующей кафедрой судовождения. Ее предмет – навигация.
Упорства, настойчивости, характера этой хрупкой молодой женщине с мягкой улыбкой всегда хватало. Может быть, потому, что она родилась здесь, в Приморье, на Русском острове, в семье военных. Это уже потом вместе с родителями кочевала по всей стране, пока не осела в Тирасполе у бабушки с дедушкой.
- Я доверяю Александре больше, чем самому себе, - признается Иван Сергеевич Карпушин, проректор Дальрыбвтуза по учебной работе. – Она всегда найдет самое верное решение, у нее хватит знаний, воли, организаторских способностей претворить его в жизнь. Александра никогда не давала слабины. Помню 2-й курс, парусно-гребная практика, 10-весельная шлюпка. В девчонке веса чуть больше 40 килограммов, а она сидит на большом весле, которое тянет почти половину ее “живой массы” и работает наравне со всеми, а здесь никакой пощады: не успел – получаешь веслом в спину. Парни не выдерживали, но Александра не жаловалась. Упертая девчонка. Не случайно именно на нее пал выбор, когда встал вопрос о капитане женского яхтенного экипажа. В самых экстремальных ситуациях она не теряет самообладания и способности принять молниеносное и при этом адекватное решение. Это редкий талант!
Парусом Александра бредила с детства. Поэтому, когда И. С. Карпушин организовал секцию парусного спорта, она была первой, кто туда записался. Впрочем, именно девушки тогда проявили большой интерес к этому считавшемуся традиционно мужским виду спорта, чем немало озадачили тренера. Правда, после всех выпавших на их долю испытаний, начиная с ремонта яхты и заканчивая морской болезнью, в строю остались немногие. Но Александра мечте не изменила. Так в ее жизни появились “Кредо”, “Ариэль”, а несколько месяцев назад еще “Арбалет” – яхта, на которой в Белокаменной спортсменки Дальрыбвтуза стали победительницами московских студенческих игр “Первенство вузов” в номинации парусный спорт (всего здесь состязались около 120 российских высших учебных заведений по 80 видам спорта).
С Олегом, своим будущим мужем, Александра тоже познакомилась под парусами, когда проходила штурманскую стажировку на “Палладе” (сейчас он старший помощник капитана). И хотя рейс был замечательно-экзотический – в Австралию, вахта Александре выпала самая тяжелая – с четырех часов утра: она меняла Олега, который заступал с “нуля”. Через год сыграли свадьбу. Сынишке Конону исполнилось четыре годика - таким редким старинным славянским именем назвали малыша в честь Сашиного деда. Непоседа знает уже все яхты по номерам, и родители надеются, что он не изменит морской семейной традиции, но пока маленький Конон мечтает стать… депутатом.
- Мне довелось учиться, когда жива еще была Анна Ивановна Щетинина, - рассказывает Александра Иванова. – Помню, курсантам, особенно девчонкам, а нас поступило в тот год 25 человек, очень хотелось с ней повстречаться. Но Анна Ивановна категорически отказалась от всяких напутствий. Тогда мы очень огорчились, но сейчас я ее понимаю. Капитанский мостик - это колоссальная ответственность. Когда стоишь здесь – ты один в ответе за все и за всех: жизнь членов экипажа и судна. У тебя есть только одно право – при любых обстоятельствах суметь принять самое верное решение. Вот почему я строго и, надеюсь, справедливо спрашиваю с курсантов – в штурманском деле нельзя прощать незнания. Слишком высока цена. Это понимаешь, когда приходишь на капитанский мостик.
Сейчас под началом Александры Ивановой около 1300 курсантов. Есть среди них и девушки, после некоторого перерыва их снова уравняли в правах с ребятами. Как знать, может быть, кто-то из них станет капитаном. При таком-то наставнике! Море всегда выбирает сильных духом.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»