Долюшка женская…
«За мной захлопнулась дверь. И… я очутилась в спальне. Сразу в спальне. Никакой прихожей.
Нина Алексеева. «Записки любовницы. Лаврентий Берия». Серия «Историческое расследование». Издательство «АСТ-ПРЕСС».
«За мной захлопнулась дверь. И… я очутилась в спальне. Сразу в спальне. Никакой прихожей.
Большая комната. Широкая кровать, накрытая шелковой желтой накидкой, две подушки под накидками из такой же ткани. Напротив кровати у стены - широкий шкаф из карельской березы. Рядом, в простенке, от пола до потолка - картина, написанная масляными красками: женский портрет…
Скрипнула средняя дверь, открылась.
Первое, что я увидела, - было пенсне, в стеклах которого отразился луч вечернего солнца, проникший в спальню через окно…».
Именно так в 1952 году первый раз в жизни актриса и певица Нина Черменская (впоследствии Алексеева) близко увидела Лаврентия Берию. Для чего она приведена в спальню к человеку, имя которого лишний раз и произносить было страшно, Нина Васильевна прекрасно понимала. Как понимала и то, что выхода из этой ситуации у нее нет. Дома ее ждали двое маленьких детей, был и человек, которого она любила и за которого собиралась выйти замуж. Так что вариантов не было. Кроме одного. Уступить.
Давайте, читатель, не будем становиться в позу ханжи и лицемера и кричать о «умри, но не давай поцелуя без любви» и о том, что «лучше смерть». А уж тем более осуждать героиню и автора книги, рискнувшую рассказать не только о своей жизни, но и о том, какие горькие, адски мучительные эпизоды в ней были. Полтора года Нина Черменская была любовницей Лаврентия Берии. Впрочем, слово «любовница» здесь неуместно, ибо предполагает любовь или хотя бы взаимную страсть. Наложница - вот самое подходящее определение. В судьбе наложницы нет ничего сладостного или приятного. А если наложить все это на всем известные исторические факты... Выбора у нее просто не было. Было горе, мучительное раздвоение, болезнь, возникшая на фоне нервного срыва. Так что романом их свидания с Берией можно назвать с очень большой натяжкой.
К чести автора Лоцман должен сказать, что никакой клубнички, никаких интимных деталек, до которых столь охоча досужая публика, Нина Васильевна в книге себе не позволила. Ее творение - больше, чем просто описание отношений с Берией. Это рассказ о жизни молодой, красивой, талантливой женщины. Жизни непростой, неоднозначной, наполненной любовью, потерями, радостями, войной, арестами… Она жила, как миллионы советских людей в то время, и главная заслуга книги, на взгляд Лоцмана, - в искренней, откровенной передаче атмосферы времени и в женском взгляде на эту атмосферу. Быть женщиной, нести долюшку женскую - это нелегко и сегодня. О ней, о долюшке - книга Нины Алексеевой. Конечно, это не историческое расследование и даже не мемуары в строгом смысле этого слова. Это «лайф стори», как нынче говорят, это рассказ человека потомкам. Интересный, поучительный, прекрасно написанный рассказ. Не всегда очевидцу удается быть красноречивым. И потому каждое исключение из этого правила достойно пристального читательского внимания.
Автор: Ваш Книжный Лоцман