Требуется сенатор без вредных привычек

Добровольный досрочный уход Олега Кожемяко с поста представителя Законодательного собрания Приморья в Совете Федерации РФ, ратифицированный депутатами ЗС на минувшей неделе, привел к появлению в верхней палате Федерального собрания завидной вакансии. Кто ее займет – в настоящий момент неизвестно, что не мешает плодиться разного рода слухам и предположениям.

5 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1633 от 5 окт. 2004

Кто станет очередным представителем Законодательного собрания Приморья в Совете Федерации?

Добровольный досрочный уход Олега Кожемяко с поста представителя Законодательного собрания Приморья в Совете Федерации РФ, ратифицированный депутатами ЗС на минувшей неделе, привел к появлению в верхней палате Федерального собрания завидной вакансии. Кто ее займет – в настоящий момент неизвестно, что не мешает плодиться разного рода слухам и предположениям.

Совет Федерации, если кто-то забыл, - это верхняя палата Федерального собрания, вместе с нижней – Госдумой – составляющая российский парламент. За последние годы представители Приморья в СФ «тасовались» достаточно активно, менялся и сам порядок формирования совфеда. Еще несколько лет назад этот орган состоял из глав законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти - такой порядок регламентировал федеральный закон, принятый 5 декабря 1995 года. Другими словами, губернаторы и председатели краевых и областных дум входили в Совет Федерации автоматически, по должности. Видные государственники Евгений Наздратенко и Сергей Жеков (тогдашние губернатор и председатель краевой думы), например, работали бок о бок в комитете Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны.

В 2000 году в связи с принятием нового федерального закона правила формирования верхней палаты Федерального собрания были изменены. Теперь в совфеде каждый субъект федерации представлен двумя сенаторами: одного назначает губернатор, а другого избирает Законодательное собрание. Срок полномочий обоих представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако возможно и досрочное сложение полномочий – в аналогичном порядке. Благодаря новым правилам у губернаторов и спикеров появилось больше времени для основной работы, однако Совет Федерации из «палаты регионов» стал эволюционировать в сторону «клуба московских лоббистов», а население потеряло возможность прямого влияния на состав СФ.

После вступления в силу нового порядка формирования совфеда представителем губернатора Приморья в сенате стал Валерий Манилов, а Законодательного собрания – Михаил Глубоковский. Первая фигура казалась особенно неожиданной: генерал-полковник, бывший первый замначальника Генштаба ВС РФ, имеющий к Приморью самое туманное отношение. Поговаривают, что Сергею Дарькину эту кандидатуру посоветовали на Старой площади. Как бы то ни было, Валерий Манилов работал в Совете Федерации достаточно активно, лоббировал интересы оборонки, засветился и в «деле Ходорковского». Что касается Михаила Глубоковского, то его в Приморье знали лучше: Михаил Константинович был одним из приморских депутатов Госдумы (фракция «Яблоко»), до этого работал в ДВО РАН. С Сергеем Дарькиным и бывшим первым вице-губернатором Александром Линецким ученый и политик был давно знаком, что, возможно, и сыграло решающую роль.

Однако уже осенью 2002 года депутаты Законодательного собрания проголосовали за досрочное сложение с Михаила Глубоковского полномочий члена Совета Федерации (забегая вперед, заметим, что безработным экс-сенатор не стал: сегодня Глубоковский в ранге вице-губернатора Приморья работает в представительстве краевой администрации при правительстве РФ в Москве и, в частности, координирует деятельность Приморского центра парламентских инициатив). За освободившуюся должность между собой соперничали депутат ЗС Олег Кожемяко и первый вице-губернатор Игорь Иванов. В октябре 2002 года депутаты так и не смогли определиться со своим представителем, однако на ноябрьской сессии удача улыбнулась Кожемяко. Игорь Иванов тем не менее все равно перебрался в Москву, пусть и в другом качестве – он перешел в уже упоминавшееся представительство краевой администрации при правительстве РФ.

В самом начале 2004 года, вновь досрочно, с сенаторского поста ушел и Валерий Манилов, еще не окончательно привыкший называть Приморье «нашим», а не «вашим». Личности подобного масштаба в жизни, как правило, не теряются – Валерий Леонидович продолжил работу в Совете Федерации, став советником его председателя Сергея Миронова. Занять вакансию губернатор Сергей Дарькин, как и ожидалось, предложил Игорю Иванову – последний стал сенатором уже в январе 2004 года.

Теперь полномочия члена СФ досрочно сложил с себя и Олег Кожемяко, хотя по закону мог работать вплоть до июня 2006 года. Предполагается, что эта отставка связана с планами Олега Николаевича избраться камчатским губернатором. До тех пор, пока его вакансия не будет занята, Игорь Иванов будет представлять Приморье в Совете Федерации в одиночку. Хотя, возможно, это тот случай, когда и один в поле воин: окрещенный «лучшей кадровой находкой Сергея Дарькина», Игорь Владимирович после всего полутора месяцев сенаторской работы стал одним из заместителей председателя комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности. Это первый подобный прецедент, если не считать нашу бывшую землячку Светлану Орлову, недавно дослужившуюся до зампредседателя Совета Федерации (сейчас она представляет в верхней палате ФС Кемеровскую область). Срок полномочий Иванова истекает одновременно с первым губернаторским сроком Сергея Дарькина - в июне следующего года.

Освободившееся кресло сенатора – лакомый кусок. Члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью, не могут быть задержаны, арестованы или подвергнуты обыску, имеют право на федеральные номера для своего автомобиля и ряд других бонусов. Председатель Законодательного собрания Приморья Сергей Сопчук дал понять, что скорее всего взамен Олега Кожемяко депутаты отправят работать в СФ одного из своих коллег, но принадлежность к членам ЗС здесь вовсе не обязательна. Членом совфеда может быть любой гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Так что вопрос открыт.