В Москву! В Москву, или Почему уезжают таланты
Футляр для скрипки - прочный, деревянный, очень тяжелый. И как она, хрупкая, точеная, только умудряется носить его на плече? “Привыкла, - улыбается Чан Ти Хе.
Футляр для скрипки - прочный, деревянный, очень тяжелый. И как она, хрупкая, точеная, только умудряется носить его на плече? “Привыкла, - улыбается Чан Ти Хе.
- И потом, с трудностями надо бороться, отступать нельзя”. Трудностей в ее 18-летней жизни хватало. Однако Ти Хе не просто талантливая девушка. Она талантливая девушка с характером. И потому не унывает.
СВЯТАЯ К МУЗЫКЕ ЛЮБОВЬ
Во Владивосток Ти Хе приехала малышкой в 1993 году - с родителями-миссионерами из Южной Кореи. Здесь пошла в первый класс школы и сразу же начала учиться играть на скрипке - у педагога Владивостокского музыкального училища Валерия Фишова. Талант, открывшийся у Ти Хе, заставил ее родителей сменить первоначальное намерение через пару лет покинуть Владивосток. Они решили остаться и дать девочке возможность продолжить музыкальное образование, ведь Владивосток в этом смысле более чем подходящий город - здесь и музыкальное училище, и академия искусств, и симфонический оркестр! Плодородная почва для настоящего таланта.
Когда Валерий Наумович скончался, Ти Хе стала заниматься у другого педагога. В том, что у девочки дар божий, не сомневались ни педагоги, ни она сама. Поступая в Дальневосточную академию искусств, Ти Хе четко видела себя на сцене - несущей людям через музыку любовь и добро. Да, она никогда не боялась сцены, выступала на концертах, строила планы, в которых - ведь это так естественно для человека искусства! - были концерты, карьера...
СОЛО БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ
Вот уже больше года Чан Ти Хе не является студенткой ДВГАИ. Сначала она ушла в академический отпуск, а ныне возвращаться в стены уважаемого и престижного на Дальнем Востоке учебного заведения не собирается. Что случилось?
Все началось с того, что, когда Ти Хе училась на первом курсе, в Пушкинском театре был органный концерт, в котором она принимала участие. Талантливую и неординарную, не боящуюся публики скрипачку заметил антрепренер Виктор Баранов и предложил устроить сольный концерт. Ти Хе дала согласие не раздумывая. Ведь цель ее жизни - нести людям музыку. Когда же о концерте узнал педагог Ти Хе (девушка и поныне уважительно называет педагога мастером), случился скандал.
- Она посчитала, что сначала я должна была поговорить и посоветоваться с ней и давать согласие только в том случае, если она разрешит, - пожимает плечами Ти Хе. - Но почему? Ведь это моя жизнь, моя карьера. Никаких бумаг при поступлении в академию: обязуюсь во время обучения не вести концертную деятельность и во всем слушаться своего педагога, я не подписывала.
Мне трудно понять, почему мастер считает, что если учит меня, то имеет на меня полное право, владеет мною. Я же не картонка, не инструмент. Я человек, и сама в силах решать свою судьбу.
- Может быть, тебе нужно было посоветоваться с однокурсниками и спросить, как в таких ситуациях вели себя они?
- Дело в том, что никому из моего курса не предлагали играть сольный концерт, поэтому мои сокурсники меня, мои чувства не очень понимали. А студенты-музыканты из других стран, с которыми я общалась, только удивляются: если им поступают такие предложения, то педагоги радуются, начинают учить вместе программу. Ведь имя учителя будет известно публике, это престижно. Мне понятна боязнь педагога, что студент может провалить концерт. Но если педагог так думала обо мне, получается, что она меня совсем не знала.
Программу концерта Ти Хе готовила сама. Выбрала ту музыку, которую любит: страстную и нежную, романтическую и яркую. Она играла скрипичный концерт Сибелиуса, произведения Дебюсси, Чайковского.
Концерт имел успех. Публика была в восторге.
- Я поняла, что нужна людям, - говорит Ти Хе.- Но на следующий день после концерта педагог объявила: «Я больше не буду тебя учить». Я могла, конечно, уйти к другому педагогу, но, на мой взгляд, это было бы просто некрасиво. Я взяла академический отпуск.
ТАК ЖЕ, КАК ВСЕ…
Никаких разговоров о дальнейшей судьбе Ти Хе в академии с ней не вели. Ушла - и ушла. Словно и не было молодой перспективной девочки… Имеет ли смысл говорить в сложившейся ситуации о том, что каждый талант нуждается в индивидуальном подходе, во внимании и понимании? Потому что, в свою очередь, истинный талант всегда индивидуален и не умеет “быть как все”. Кстати, основам такого подхода к ученикам ли, студентам ли, учит наука педагогика.
В течение года Ти Хе занималась собой сама. Прекрасно понимая, кстати, что вариться в собственном соку долго невозможно и элементарно вредно для музыканта. Нужно учиться. Где? Ответа на этот вопрос она пока точно не знает, знает одно - не во Владивостоке.
- В академию я не вернусь. Профессора хотят почему-то держать меня в узде, решать за меня мою судьбу, чтобы я развивалась только под их присмотром. Скорее всего уеду учиться в Москву, возможно, за границу.
- Уверены ли вы, что таких конфликтов в других учебных заведениях не возникнет? Возможно, дело в вашем характере?
- Я не конфликтный человек, просто хочу сама решать свою судьбу. Мне нужно двигаться дальше. Если артист не выходит на сцену, он начинает ее бояться. Я не хочу такой судьбы. Я открытый человек, люблю улыбаться, люблю, когда все начистоту. Хочу нести радость людям. Мой кумир в музыке - Давид Ойстрах. Я его уважаю не только за гениальную игру, но и за открытый, добрый характер. Важно быть не просто хорошим музыкантом, но и добрым человеком. Музыка холодной души не согреет сердца.
Проблема Чан Ти Хе - отнюдь не частный случай для Приморья и Владивостока. В среде артистической много говорят, называя фамилии, о других молодых, талантливых, перспективных молодых музыкантах, солистах, которые, получив образование, не нашли себе в городе применения или - как Ти Хе - были слишком несговорчивы в стремлении решать свою судьбу сами, или не видели профессиональных перспектив. В итоге они уезжали в другие края России, в Москву, и там их, извините за просторечие, просто с руками отрывали.
Спору нет - щедра на таланты земля приморская, и множество прекрасных музыкантов отстаивают честь нашего края и Дальневосточной академии искусств на престижных фестивалях и конкурсах. И завоевывают первые места и дипломы. Об этом, к слову, говорил на последнем заседании ученого совета ДВГАИ ректор Игорь Заславский. Вот только как относиться к случаю с Ти Хе? К другим подобным случаям?
- Вы критично к себе относитесь, Ти Хе?
- Более чем. Заставляю себя работать, держу в узде. Но понимаю, что мне нужен руководитель, его опыт и знания. И я буду их искать. Но не здесь.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»