Школьных окон негасимый свет

«В наше время школа просто обязана стать социальным приютом для ребят. Правда, мне слышится в этом термине нечто обидное. И потому мы назвали эту программу так: «Школа - наш уютный дом», - считает директор средней школы № 11 г. Владивостока Елена МАСЬКО.

1 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1632 от 1 окт. 2004

«В наше время школа просто обязана стать социальным приютом для ребят. Правда, мне слышится в этом термине нечто обидное. И потому мы назвали эту программу так: «Школа - наш уютный дом», - считает директор средней школы № 11 г. Владивостока Елена МАСЬКО.

- Такова идея работы многих современных образовательных учреждений».

Суть программы проста: утром ребенок в школе учится, а после обеда спешит сюда же - для того чтобы развлечься, позаниматься спортом, танцами, музыкой, языками, художественным творчеством. В документах это звучит скучно: система дополнительного образования. Талантливый и увлеченный педагог может вдохнуть в термин живой дух.

Именно за создание уютного дома, где будет чем заняться помимо уроков, и принялись четыре года назад учителя и администрация школы. «Район у нас сложный, много неблагополучных семей, где дети вообще не мотивированы получать образование, - размышляет Елена Масько. - А если мы завлечем ребят после уроков тем, что им интересно, школа станет роднее, появится и желание что-то узнавать. И отношения учитель-ученик из сугубо официальных, порой с долей конфликтности, перейдут в разряд  сотрудничества».

Сначала провели соцопрос детей и родителей. Мнения почти совпали: оказались востребованы компьютерные и языковые курсы, а также студии, где можно петь и танцевать. И компьютер, и английский срочно ввели в начальной школе в виде кружков. 

Нашли профессионального педагога и создали музыкальную студию. Самые увлеченные ребята пополняют школьную вокальную группу.

Но удачнее всего получилось со студией «Сакура». Японские обычаи, культура соседней страны, язык - все это стало предметом увлечения школьников разного возраста. Конечно, во многом благодаря руководителю Светлане Кульковой, которая давно и нежно любит все, что связано с Японией. И если родители поначалу отнеслись ко всем грандиозным планам скептически, то, увидев однажды сказку на японском языке и своих детей в кимоно, сдались: теперь они готовы и костюмы шить, и принимать участие в оборудовании класса-студии.

Не меньшим успехом пользуется у малышей студия рукоделия. А у родителей - те изобретательные поделки, которые буквально из ничего мастерят детские руки: из пластиковых бутылок и желудей, бисера, лоскутов, из бумаги или риса.

Музейную тишину вряд ли можно считать захватывающей для непоседливых школяров. Тем не менее музей 11-й школы входит в тройку лучших по всему краю. Причем благодаря  руководителю - историку Марине Михайловой и детям. Это они несли из семейных загашников вещицы, которые удивляют «поколение пепси»: пионерский горн, чернильницу, школьную форму с фартуками в рюшах… Здесь хранятся подлинные реликвии - фронтовые письма, старинные фотографии. Рабочая слобода, первая церковно-приходская школа - предшественница нынешней, лица тех учителей - совсем другие… Кстати, краевой музей им. Арсеньева брал однажды в школьном музее 60 экспонатов для своей экспозиции.

Студия современного танца и спорт - на особом месте в системе дополнительного образования школы. Секций, правда, немного - баскетбол, волейбол и футбол. Но когда школьные команды стали регулярно завоевывать первые и вторые места на районных и общегородских соревнованиях, стало ясно: не зря трудились.

«Когда число детей уменьшилось (такова демография), мы перестроили и школьную систему, - подводит итог директор 11-й школы Елена Масько. - Всех ребят перевели в первую смену, чтобы во второй половине дня школа тоже была предоставлена им, детям. Но постарались сделать так: ребята должны идти не в учебные классы, которые им наскучили, а в кабинеты-студии, специально и очень уютно оборудованные».

Конечно, на этом пути еще масса нереализованных идей. Но ясно главное: окна школы должны светиться до позднего вечера.