Пятая смена

Сегодня все предприятия энергетики страны отчитываются по запасам топлива на предстоящую зиму. Даже если в регионе еще достаточно тепло и отопительный сезон пока не начинается, 1 октября все равно считается отчетной датой.

1 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1632 от 1 окт. 2004

Сегодня все предприятия энергетики страны отчитываются по запасам топлива на предстоящую зиму. Даже если в регионе еще достаточно тепло и отопительный сезон пока не начинается, 1 октября все равно считается отчетной датой.

У заместителя генерального директора ОАО

“ДВЭУК” по работе с ЗАО “ЛуТЭК” Виктора Милуша нет опасений насчет того, что в период несения станцией осенне-зимнего максимума могут возникнуть проблемы с топливом.

- Мазута мы заготовили даже больше, чем было установлено на этот срок, - рассказывает Виктор Владимирович.

– Что касается угля, то в ближайшие дни тоже наверстаем и будем иметь на складах необходимые запасы. Дело в том, что в сентябре станция несла почти зимнюю нагрузку, что повлекло за собой повышенное расходование топлива. Дополнительная выработка электроэнергии потребовалась из-за ремонта хабаровской линии электропередачи – во-первых. Во-вторых, мы выиграли ПУЛ на 22 миллиона киловатт-часов. В результате суточная выработка составляла по 16,6 миллиона кВт/ч, и для этого мы сжигали по 20 тысяч тонн угля в сутки. Но поскольку проблем с поставками нет, склады не опустели. На случай непредвиденных ситуаций разработаны резервные схемы доставки топлива. Надежность в работе станции в последнее время привела к тому, что в этом году нам на 1 октября был даже снижен объем заготовки угля с 400 до 300 тысяч тонн. Ведь складирование запасов не от лучший жизни, оно ведет к замораживанию денежных средств, которые можно направить, например, на ремонт энергооборудования.

- Не за горами главная отчетная дата

– 15 ноября. К этому дню ГРЭС должна получить паспорт готовности.

- Наше предприятие у генеральной инспекции РАО

«ЕЭС России» особой тревоги уже не вызывает – это понятно хотя бы по составу комиссии, которая будет к нам направлена. Ее руководители, приезжавшие в прошлые годы в Приморье, на этот раз отправятся по более «горячим» адресам. Члены комиссии пробудут у нас несколько дней и самым скрупулезным образом проверят готовность предприятия к несению максимальных нагрузок. В их присутствии, как и в прошлом году, пройдет противоаварийная тренировка персонала, причем при взаимодействии с аварийными службами поселка. Будут смоделированы какие-то нештатные ситуации, из которых нужно будет оперативно найти выход.

- В ремонте еще находятся два энергоблока-200. Успеете их вовремя запустить?

- Практически уже закончен ремонт блока

№ 7, хотя по графику он должен был завершиться к 10 октября. Самые большие работы по реконструкции проводятся на блоке № 8, и они будут закончены в период с 10 по 20 октября. Есть некоторые задержки в поставках поверхностей нагрева для блоков с завода, но в сроки, отведенные нам для получения паспорта готовности, мы должны успеть завершить все работы. Замена гладкотрубных поверхностей нагрева на рифленые и спиральные уменьшает сроки их износа, делает более надежными и экономичными. Это очередной шаг в рамках программы модернизации и техперевооружения энергопредприятий, управляемых ОАО “ДВЭУК”. Особое внимание уделяется мероприятиям по участию станции в первичном регулировании частоты и мощности электрического тока, для чего на каждом блоке должна быть смонтирована специальная система микропроцессорной автоматики. Это позволит гарантировать качество электроэнергии, отпускаемой потребителям края с оптового рынка. В первую очередь в ситуациях, требующих обеспечить регулирование частоты и мощности объединенной энергосистемы Дальнего Востока в период ремонта сетевого хозяйства, линий электропередачи, а также неплановых режимов работы ОЭС.

- Эффективность работы энергооборудования во многом зависит и от качества сжигаемого топлива. Как налажен входной контроль поступающего топлива?

- В нынешнем году смонтированы железнодорожные весы, которые взвешивают вагоны прямо в движении, устанавливаются весы на ленточных конвейерах, чтобы контролировать расходы топлива на каждом из них. Мы должны знать не только то, сколько угля всего поступает на станцию, но и сколько сжигается его в каждом котле. Это позволит выявить узкие места, то оборудование, которое работает неэкономично. Кроме того, мы приобрели прибор для экспресс-анализа качества поступающего угля. Он был специально разработан и изготовлен английской компанией по заказу Лучегорского топливно-энергетического комплекса в рамках программы техперевооружения электростанции, утвержденной генеральным директором ОАО

“ДВЭУК” Виктором Мясником. Переносной прибор с датчиком, который пришел на смену механическим пробоотборникам, за 2-4 минуты с предельной точностью определяет уровень зольности угля. Если она окажется повышенной, то мы выставим претензии поставщику, который вынужден будет повышать качество своей продукции. В конечном счете это ведет к повышению эффективности работы энергооборудования, снижению удельных расходов топлива, которое занимает основную долю в себестоимости киловатт-часа. Приморская ГРЭС сжигает свыше 6 миллионов тонн угля в год, и использование самого современного оборудования, какое только есть на международном рынке, для определения качества топлива имеет для нее огромное значение.

- Подготовка оперативного персонала станции, его обучение успевают за темпами технического перевооружения предприятия?

- Когда человек приходит на смену, ему особенно-то и некогда изучать новшества. Вот почему сейчас организуется так называемая пятая смена. Мы дополнительно приняли около 50 человек оперативного персонала, подготовили и обучили их, и с января будет реально введена пятая смена. Приходя на работу для обучения, человек уже не будет участвовать непосредственно в производственном процессе. У него будет время на тренировки, занятия, учебу. Это позволит поддерживать квалификацию оперативного персонала на высоком современном уровне.

Автор: Отдел спецпроектов "В", Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"