Причуды авангарда

Выставка «Два мира. Дальневосточное изобразительное искусство 20-30-х годов ХХ века в контексте русского авангарда» проходит в Дальневосточном художественном музее г. Хабаровска.

28 сент. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1629 от 28 сент. 2004

Выставка «Два мира. Дальневосточное изобразительное искусство  20-30-х годов ХХ века в контексте русского авангарда» проходит в Дальневосточном художественном музее г. Хабаровска.

Экспозиция собрана из фондов четырех крупнейших музеев Дальнего Востока и впервые самым широким образом наглядно знакомит зрителя с творческим поиском больших мастеров изобразительного искусства в области авангарда, с его влиянием на ход развития дальневосточного искусства первой трети ХХ века и формированием первых художественных школ и творческих объединений в регионе. Организатор и автор проекта – Дальневосточный художественный музей пригласил к сотрудничеству Приморскую картинную галерею, Хабаровский краеведческий музей им. Гродекова и Музей изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре. Структура выставки предполагает последовательное знакомство с рядом художественных и пластических концепций искусства начала ХХ века. Творчество Фалька, Кузнецова, Машкова, Кончаловского раскрывает общие принципы нового отношения художников к миру, которое выразилось в непривычных цветовых сопоставлениях, подчеркнутых объемах, живописном толковании элементов кубизма.

Суйфунский рынок. Виктор Пальмов (ПКГ)Произведения Лисицкого, Степановой, Поповой, Штеренберга отражают диапазон поисков русских мастеров от кубофутуризма до конструктивизма, совершившего подлинную революцию в области дизайна. 

Ядро выставки – работы художников-дальневосточников, работавших в Хабаровске, Чите, Благовещенске в первое постреволюционное десятилетие, – Наумов, Любарский, Пальмов, Видин, Каль, Пановский.

…Как говорится, в общем и целом – это все, что можно сказать о проекте. Но как водится, не бывает явлений, лишенных контекста. И это переводит выставку из сугубо искусствоведческой в разряд крупнейших культурных событий, которые не умещаются в короткой заметке. Причин несколько: во-первых, начало ХХ века, когда в постреволюционное время зарождалось принципиально новое искусство, очень похоже на начало ХХI – день, в котором мы живем. Во-вторых, именно русский, и в частности дальневосточный,  авангард повлиял на сферу, именуемую сегодня областью дизайна. В-третьих, судьбы русских художников, например, Давида Бурлюка, тесно сплетены  с культурой нации в принципе. В-четвертых, возможность таких проектов – повод поговорить сегодня о месте музея в обществе в целом и отдельно взятом городе в частности.

Но по порядку. Не секрет, особенно для нас – приморцев-соседей Страны восходящего солнца, что в Японии дизайн – едва ли не самоцель, какой бы сферы это ни касалось.

Поломойки. Вацлав Пановский (ПКГ)В 1990-х годах г-н Омока, профессор Института дизайна и изобразительного искусства  в Цукуба, предложил сделать выставку русского авангарда из музейных фондов Приморской картинной галереи и Дальневосточного музея в Японии.  Пристальный интерес японцев к нашему изобразительному искусству начала ХХ века  не случаен:  в свое время «отец русского футуризма» Давид Бурлюк приехал во Владивосток. В  1919 году в нашем городе были созданы литературно-художественное общество, театральная студия «Балаганчик» и объединение сторонников левых течений вокруг журнала  «Творчество». Вместе с ними Бурлюк перенес революцию в изобразительном искусстве с запада на восток. В то время искусство новых форм, абсолютно не похожих на классическое изобразительное искусство, заявляло о себе острыми и ироничными работами, театрально-агитационными акциями. Потом Бурлюк отправился делать революцию дальше – в Японию, проведя несколько выставок в Иокогаме, Токио, Осаке. Из всех направлений  того времени японцы выбрали экспрессивное и конструктивное. Цвет и форма положили начало сегодняшнему дизайну.  Тогда  же новая пластика шокировала зрителей.

В конце 90-х выставка в Японии с легкой руки г-на Омока состоялась с договором о том, что позже проект увидит свет во Владивостоке и Хабаровске. Хабаровчане опередили нас.

Один из залов показывает весь контекст русского авангарда, следующие представляют дальневосточных художников. Нам, в частности Приморской картинной галерее, есть, чем гордиться. Художников обвиняли в формализме – советская власть начинала всех равнять под одну гребенку,  а они продолжали творческие эксперименты. Собственно, и сегодня происходит то же самое, только больше в области актуального искусства, нежели изобразительного. Как вписывается в культурный контекст в целом? Принципиальный ответ короток: искусство отражает жизнь. Не больше и не меньше. Из непонятной подчас мешанины со временем вырисовываются абсолютно четкие контуры, и можно лишь удивляться – почему этого не принимали и понимали раньше. В экспозицию включены плакат, эскизы театрально-декорационного оформления, эскизы настенной росписи. Как вам это – «Задача рабочих и крестьян сделать из беспризорных детей граждан трудовой республики»? Чем не сегодняшние слоганы, размещенные на рекламных щитах? К слову, русский авангард на международных аукционах – едва ли не единственный вид искусства, на который не снижаются цены на протяжении многих лет. К счастью, есть возможность увидеть его и в России.

Заместитель по науке Дальневосточного музея Людмила Козлова обсуждает концепцию выставки с искусствоведом Натальей Левданской (Владивосток)И еще. Сегодня осуществление проекта, подобного проекту «Два мира» с изданием научного каталога, по силам  только столичным музеям. Представлено более ста работ, половину из которых надо было привезти из других городов. Страховка музейных ценностей в десятки тысяч долларов, упаковка под присмотром реставраторов, транспортировка – колоссальный труд взяли на себя хабаровчане. Отдельных слов самого искреннего восхищения заслуживают сотрудники музея и отношение к этому учреждению культуры правительства Хабаровска и лично губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева. Находятся средства на ремонт, специальное освещение, на мраморные подиумы под скульптуру, на закупку художественных работ и фарфора. Недавно закончилась выставка шестнадцати архитектурных проектов, которые выполнили дипломники Института архитектуры г. Хабаровска. Тема – пристройка к основному зданию музея, в которой разместится современное искусство. 12 тысячам работ стало тесно...… Студенты-участники конкурса с огромным энтузиазмом взялись за дело – интересная профессиональная задача совпала с социальным запросом. А в том, что он есть, сомневаться попросту не приходится. Показательный пример – недавняя демонстрация работы Тициана «Ревекка у колодца» (Дальневосточный музей) в галерее «Арка» во Владивостоке вызвала поистине ажиотаж. Книга отзывов полна восторженных строчек, среди которых есть и такие: «Не думал, что представится в наше время возможность увидеть шедевр Возрождения. Спасибо за это всем, кто сохранил его!».

В официальном сообщении, подготовленном Дальневосточным музеем, есть  фраза: дискуссии вокруг новаторства будут продолжены в 2005 году во Владивостоке, в залах Приморской картинной галереи, где планируется следующий показ выставки. О состоянии этих залов лишний  раз нет смысла говорить – тотальный ремонт. Тем временем Дальневосточный музей готовится к следующему большому проекту – серии «Выставка одного шедевра» во Владивостоке.