Последний аэродром

Легендарный бомбардировщик «Ил-4», восстановленный в Приморье, прописался в Москве.

28 сент. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1629 от 28 сент. 2004

Легендарный бомбардировщик «Ил-4», восстановленный в Приморье, прописался в Москве.

О необычной судьбе фронтового бомбардировщика «Ил-4», найденного в Тернейском районе, «В» сообщал не раз. Боевую машину, видимо, подбитую во время войны 1945 года с Японией, обнаружили более десяти лет назад. Усилиями председателя арсеньевского военно-спортивного клуба «Поиск» Виктора Акимчука и арсеньевского же завода «Прогресс», предоставившего своих специалистов, самолет был восстановлен. А руководство Центрального музея Великой Отечественной войны (Москва) решило установить машину в парке Победы на Поклонной горе, где постоянно действует экспозиция боевой техники эпохи второй мировой. Так началась вторая жизнь самолета, полвека пролежавшего в земле.

Дальний бомбардировщик «Ил-4» (в другом варианте - ДБ-3Ф) – машина легендарная. Достаточно сказать, что именно такие самолеты нанесли летом 1941 года первые бомбовые удары по Берлину и на таком погиб Николай Гастелло. Восстанавливая самолет, арсеньевские мастера-энтузиасты специально запросили в КБ Ильюшина оригинальную документацию, чтобы не допустить ни малейшего отклонения от исторической правды. Первоначально планировалось, что «Ил-4» будет доставлен в Москву еще весной, чтобы 9 Мая предстать перед посетителями парка Победы, однако возникли трудности с транспортировкой: бомбардировщик хотя и смотрится совершенно «живым», но своим ходом передвигаться не может. Поэтому в столицу двухмоторный ветеран второй мировой попал только в августе. А в сентябре корреспондент «В», оказавшись в Москве, специально отправился на Поклонную гору в поисках «перелетной птицы» из Приморья.

Красавца «Ил-4» замечаешь издалека, едва миновав выставку бронетехники и оказавшись в лесу артиллерийских стволов. На фоне разномастных истребителей он смотрится великаном: почти 15 метров в длину и более чем двадцатиметровый размах крыльев. На стенде возле «почетного пенсионера» – его подробная биография, заканчивающаяся словами «передан в дар Центральному музею ВОВ в августе, подготовлен к презентации государственным унитарным предприятием «Поклонная гора». Как представляется невооруженному глазу, подготовка эта заключалась в том, что с борта самолета исчезла надпись «Советское Приморье», а на земле под фюзеляжем появились две торпеды – «Ил-4» вооружали не только бомбами.

От самолетов-соседей приморский «Ил-4» отличается не только размерами. Пройдя вдоль экспозиции и ознакомившись с поясняющими надписями, замечаешь, что настоящих боевых самолетов здесь практически нет (машины послевоенного периода – не в счет). И «ишачок» «И-16», и «Аэрокобра», прославленная знаменитым сибиряком Покрышкиным, и прочие «Яки», «Миги» и даже «Мессершмитты» - не более чем полноразмерные копии, собранные точно по чертежам уже после войны специально для Центрального музея ВОВ. Бомбардировщик же, восстановленный в Арсеньеве, – настоящий ветеран войны, более чем уместный на Поклонной горе, этом его последнем и уже мирном аэродроме.