«Хочу туда, где обожженных печей нет»…
С неизбежностью осени наступает пора, когда актеры и режиссеры живут по жесткому расписанию репетиций, спектаклей и премьер. Сбор труппы в театре им. Горького 24 августа прошел несколько буднично. Неудивительно: в последние дни августа художественный руководитель Ефим Звеняцкий и актеры готовились ко второму международному кинофестивалю «Меридианы Тихого». Но уже тогда были заявлены основные постановки сезона: первая премьера – мюзикл «Левша», который увидят зрители уже в начале октября. Спектакли к 60-летию Победы, которое вся Россия будет праздновать весной следующего года, – «Рядовые» по пьесе Алексея Дударева и «Эшелон» Михаила Рощина. Ефим Звеняцкий собирается, как и обещал, ставить «Три сестры» по А. Чехову. Еще раз обратиться к творчеству Р. Куни, чтобы продолжить «№ 13». Приедет и заморский гость американский режиссер Ральф Элиас на постановку по Шекспиру «Ромео и Джульетта»…
С неизбежностью осени наступает пора, когда актеры и режиссеры живут по жесткому расписанию репетиций, спектаклей и премьер. Сбор труппы в театре им. Горького 24 августа прошел несколько буднично. Неудивительно: в последние дни августа художественный руководитель Ефим Звеняцкий и актеры готовились ко второму международному кинофестивалю «Меридианы Тихого». Но уже тогда были заявлены основные постановки сезона: первая премьера – мюзикл «Левша», который увидят зрители уже в начале октября. Спектакли к 60-летию Победы, которое вся Россия будет праздновать весной следующего года, – «Рядовые» по пьесе Алексея Дударева и «Эшелон» Михаила Рощина. Ефим Звеняцкий собирается, как и обещал, ставить «Три сестры» по А. Чехову. Еще раз обратиться к творчеству Р. Куни, чтобы продолжить «№ 13». Приедет и заморский гость американский режиссер Ральф Элиас на постановку по Шекспиру «Ромео и Джульетта»…
Искушенный зритель скажет: вроде бы все знакомо. Чехов, Рощин, Шекспир. Не хочется сакраментальных фраз вроде «классика вечна». Тем более что сегодня этот драматургический материал получает совсем иное звучание. «В Москву!» - разве не звучит во Владивостоке? Любовь и смерть так часто оказываются рядом. И уж, конечно, пронзительной оказывается тема войны, потери. Те же «Рядовые»… Пьеса белорусского драматурга была чрезвычайно популярной в конце 70-х - начале 80-х годов. Алексей Дударев написал о последних днях войны. «Рядовых» поставили сразу в нескольких московских театрах... и во Владивостоке.
Одну из центральных ролей – Леньки по прозвищу Одуванчик – в ЦАТСА играл Олег Меньшиков. Юный солдат-разведчик, который был подобран на сожженной белорусской земле. У него убили мать и сестру, во время пожара в избе на него упала горящая головня, опалив волосы, за эту метку он и получил свое прозвище. Но остались в Леньке пылкость, умение любить… В нашем театре Ефим Звеняцкий пригласил тогда на роль Одуванчика Сашу Дударева, которого уже нет сегодня. В финале Одуванчик в звенящей тишине зала произносит: «Хочу туда, где обожженных печей нет…». В спектакле блистательно играли Валерий Никитин, Александр Пономаренко, Владимир Сергияков, Александр Запорожец, Надежда Айзенберг, Татьяна Данильченко, Анатолий Бугреев, Светлана Глухова, Наталья Музыковская… Сколько бы раз ни выходили на сцену актеры, зритель не мог сдержать слез… Сегодня актерский состав еще не определен. Но «Рядовые» снова выйдут на сцену театра им. Горького. Не менее известен «Эшелон». Впрочем, кажется, корр. «В» повторяется. Все или почти все уже было. Тем острее желание увидеть вновь, чтобы, зная сюжет, разглядеть новые краски, которые вносят опыт и время. А откроется сезон 25 сентября спектаклем, который любим зрителями. «Поминальная молитва» по Г. Горину. Добро пожаловать в театр…
Автор: Ольга ЗОТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»