Старообрядцы – «руссейшие из русских»
Всего два сентябрьских дня провел в Приморье первоиерарх Русской православной старообрядческой церкви высокопреосвященнейший Андриан, митрополит Московский и всея Руси (в миру – Александр Геннадьевич Четвергов).
Всего два сентябрьских дня провел в Приморье первоиерарх Русской православной старообрядческой церкви высокопреосвященнейший Андриан, митрополит Московский и всея Руси (в миру – Александр Геннадьевич Четвергов).
За все 1000 лет после крещения Руси и за 350 лет со времени присоединения дальневосточных земель к России еще не было случая, чтобы первоиерарх старообрядческой церкви посещал эти края. Он побывал в приходах городов Владивостока, Уссурийска, Большого Камня, пос. Врангель, а также принял участие в 4-й международной научно-практической конференции “Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока”, организованной музеем им. В. Арсеньева.
Удивителен облик 51-летнего первоиерарха. Высокий рост, длинная седая борода, строгое иконописное лицо, словно обращенные внутрь себя, все понимающие серо-голубые глаза. Он улыбнулся лишь однажды, когда речь зашла о детях. Удивительна и его судьба: в прошлом - инженер-конструктор, окончил Казанский авиационный институт. Изобретатель. Увлекался живописью (получил художественное образование), ходил с друзьями в походы, пел песни у костра (у него отличный музыкальный слух и голос), рыбачил. Но больше всего на свете любил мастерить.
Пришло время, когда все свои таланты, саму жизнь он посвятил Богу.
Сегодня мы предлагаем нашим читателям эксклюзивное интервью с его высокопреосвященством Андрианом.
СЕМЬЯ
- Ваше высокопреосвящество, известно, что вы принадлежите к старинному старообрядческому роду купцов Четверговых, тем не менее образование получили в советском вузе, работали в конструкторском бюро. Светскую жизнь решили оставить, когда вам было 35 лет. Что-то послужило толчком к принятию такого решения?
- Это время мое пришло. Семья у нас была верующая – мы ходили в церковь, причащались - но при этом не “закрытая”: отец преподавал черчение, мама работала экономистом. Нас было четыре брата, я – третий. Старший стал музыкантом, второй брат – художником, младший выбрал духовную стезю. Это он меня позвал ему в храме помочь, так я там и остался. Каждый по-своему приходит к Богу.
- Вы, можно сказать, из конструкторского бюро Спортивной авиации?
- В принципе, это не имеет значения. До этого я работал инженером-конструктором в ЦКБ оптико-механического завода. А в детстве меня звали народным умельцем. Еще пацаном смастерил аэросани, потом катамаран парусный. Я уже не говорю о разных модельках. Вообще, всегда любил работать не только головой, но и руками.
Рад, что при казанском старообрядческом храме все эти способности пригодились. К тому же решил освоить еще ряд рабочих специальностей: водителя и сварщика, плотника и кровельщика, купола делать могу. Это нормально, человек всему может научиться. Реставрировал казанский старообрядческий храм, проектировал и изготавливал иконостас. Потом изучил также церковные искусства и ремесла: уставщика и головщика, реставратора икон, переплетчика книг. Но, конечно, душа поет, когда сам пишу икону. Я занялся этим почти десять лет назад. Написал иконостас для новопостроенного Кафедрального собора Новосибирской и всея Сибири епархии, для него же написал несколько икон.
- А сейчас время удается на это выкроить?
- С трудом, хотя недавно все же приступил к работе над иконой Покрова Пресвятой Богородицы для Санкт-Петербурга.
- Вообще, у вас осталось хотя бы одно увлечение из прежней жизни, в котором вы себе не отказываете?
- Да, единственное – купание в холодной воде. Я испробовал водичку в Катуни, Енисее, на Байкале и в Белом море. В Японское море тоже непременно окунусь, хотя вода сейчас теплая.
- Ваше высокопреосвященство, так случилось, что вы один воспитываете троих детей. Как вам это удается?
- Бог помогает. Шесть лет назад я потерял супругу. Она была из рода нижегородских старообрядцев Штриневых. Мы прожили вместе 18 лет. Старший сын Антоний уже закончил ветеринарную академию, ему 23 года. Дочь Екатерина учится на последнем курсе академии искусств, младшая Анастасия пошла в 8-й класс, закончила художественную школу, она очень хорошо рисует. Готовится стать архитектором.
- Дети переехали с вами в Москву, в Рогожский поселок, где располагается кафедра первоиерарха Русской православной старообрядческой церкви?
- В том-то и дело, что они пока остаются в Казани. К сожалению, мы редко видимся. В этом году мне всего три раза довелось побывать у них, к тому же поездки были очень краткосрочными. Остаются телефон и письма.
Время сейчас тяжелое, много искушений. И здесь очень важен собственный пример родителей. А еще - сверстников. Рад, что у нас, в Казани, действует прекрасная воскресная школа, а летом – лагерь. Дети не только учатся вместе, но и отдыхают, им сообща интересно. Это позволяет отодвинуть на второй план такие соблазнительные вещи, как телевизор, компьютер.
- Вы запрещаете детям пользоваться компьютером?
- Нет, конечно, разве только когда сильно увлекаются.
- А сами прибегаете к его помощи?
- Компьютер – довольно удобное изобретение, но у моего помощника общение с ним лучше получается.
Если снова вернуться к вопросам воспитания, хочу сказать, что во всех потрясениях и тяготах жизни у старообрядцев есть опора - на Веру, Книгу, Семью, Общину.
...И ВЕРА
- Ваше высокопреосвященство, насколько известно, основная цель вашего визита в Приморье, который стал продолжением маршрута по Сибири и Дальнему Востоку, - это посещение памятных мест старообрядческой церкви. Известно, что в Приморье старообрядцы начали прибывать с 60-х годов ХIХ века. Они пришли на незаселенные богатые земли, удаленные от мира, официальных властей и за 20 с небольшим лет создали здесь крепкую крестьянскую цивилизацию.
Их поселения и старообрядческие храмы можно было встретить во многих районах края. Годы репрессий почти всех “выкорчевали”.
- Кое-что уцелело. Мы непременно побываем в Уссурийске, Большом Камне, пос. Врангель, где построена старообрядческая церковь при помощи Федора Конюхова. Посетим наш храм во Владивостоке на улице Махалина. Встретимся с христианами и местной общественностью. Пришло время собирать камни. Старообрядческая епархия начала возрождаться. Продолжаются, не пропали старинные старообрядческие роды Калугиных, Басаргиных, Давыдовых, Соболевых...
- Это те, кого долгое время считали раскольниками?..
- Действительно, после Никоновских реформ в XVII веке именно так нас называли. И совершенно несправедливо.
На самом деле старообрядцы – “руссейшие из русских”, потому что они защищали православие, которое издревле было на Руси. Согласитесь, трудно понять логику обвинителей старого обряда и старых книг. Выходило так, что на протяжении семи столетий после крещения Руси в Русской церкви процветали “злые ереси”, приверженцами которых оказывались общепризнанные святые.
Вот лишь несколько исторических фактов. В раскол ушли незаурядные люди. За свои убеждения приняли смерть две близкие к царскому двору знатные женщины, сестры из боярского рода Соковниных – боярыня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Вожди “староверов” – протопопы Аввакум, Лазарь, инок Епифаний и другие. Они начали с противостояния насилию земной власти над человеческим духом и совестью.
Гонения на старообрядцев продолжались более 200 лет. Тысячи людей бежали в глухие места, в том числе и на Дальний Восток. Когда за ними посылали войска, люди запирались в срубах, церквях и, если их не оставляли в покое, сжигали себя.
Раскол на самом деле - это нарушение древних православных традиций во исполнение земных мудрований в угоду чьим-то интересам и амбициям.
- “Неистовой тратой драгоценной духовной энергии и религиозного героизма” назвал один русский историк сопротивление старообрядцев, ревнителей старины. Но, согласитесь, обоюдное ожесточение всегда действует разрушающе.
- В 1971 году на поместном соборе Русской православной церкви было признано, что старые обряды “равночестны” послереформенным, то есть так же каноничны, правомерны. Это стало первым шагом к преодолению раскола Русской церкви, происшедшего три столетия назад. И это не может не радовать.
У нас уже начало действовать духовное училище, которое готовит кадры для миссионерской деятельности, кроме того, создаются воскресные школы. Вот так, постепенно, младенческими шагами происходит восстановление утраченного.
- Длинная борода у мужчин, обрядовые традиции – древнее крестное знамение, служение литургии на семи просфорах, дониконовская орфография и грамматика славянских текстов – это главные атрибуты веры. А как бы вы могли одной фразой описать духовный портрет старообрядца?
- Это всегда присутствующая в человеке сверхзадача личной ответственности в сохранении истинной веры – она рождает величие духа, дает силы справляться со всеми жизненными невзгодами.
ДОСЬЕ "В"
Осенью 1999 года А. Г. Четвергов был рукоположен в сан диакона к казанскому храму в честь Казанской Иконы Пресвятой Богородицы. Тогда же избран кандидатом в епископы. В 2000 году рукоположен в сан священноиерея. В 2001 году принял иноческий (монашеский) постриг с наречением имени Андриан. 9 февраля 2004 г. на Освященном Соборе Русской православной старообрядческой церкви епископ Андриан был избран митрополитом Московским и всея Руси.
Автор: Беседовала Тамара КАЛИБЕРОВА, отдел фотоиллюстрации, «Владивосток»