Не надо кораблекрушений!

Владивосток впервые принимает Ассоциацию морских образовательных учреждений Азиатско-Тихоокеанского региона (AMETIAP): традиционное ежегодное собрание проходит в этом году в Морском государственном университете им. Г.И. Невельского.

24 сент. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1628 от 24 сент. 2004

Владивосток впервые принимает Ассоциацию морских образовательных учреждений Азиатско-Тихоокеанского региона (AMETIAP): традиционное ежегодное собрание проходит в этом году в Морском государственном университете им. Г.И. Невельского. 

В Приморье приехали руководители морских университетов, академий, колледжей и школ из Новой Зеландии, с Филиппин, из Китая, Мальдивской Республики, Японии, Чили, Австралии, США, Сингапура, Норвегии. Всего в ассоциацию входит более 90 учебных заведений, включая и наш морской университет.

Программа нынешнего собрания отражает главные цели ассоциации: морское образование в разных странах должно готовить кадры не только для эффективной, но и безопасной, экологически чистой судоходной деятельности. Из года в год идет речь и об унификации учебных программ.

«Участники собрания обсудили и такую актуальную и общую для большинства стран и судоходных компаний проблему, как дефицит командного состава на судах, - сказал в своем интервью корреспонденту «В» Вячеслав СЕДЫХ, ректор МГУ им. Невельского. – Дело в том, что тоннаж перевозок растет и дефицит кадров к 2010 году может составить 15-20 процентов.

Второй вопрос не менее актуален: на судах появляется все больше интернациональных команд, когда в одном экипаже есть, скажем, японец и американец, филиппинец, китаец и русский. И речь идет не только о способности одинаково хорошо и профессионально управляться с техникой, которая безмерно усложнилась, но и с психологическими проблемами. Мы называем это умением вместе жить. Здесь нужны терпение, уважение национальных чувств и достоинств каждого и вместе с тем патриотизм. Вот почему на собрании руководителей морских образовательных учреждений разных стран особо теперь стоит вопрос психологической подготовки кадров.

Обсуждался даже вопрос морской терминологии на английском языке: порой акцент искажает смысл информации, переданной экипажу встречных судов.

Обсудили мы и вопрос использования учебно-производственного парусного судна «Надежда» для региональных программ прохождения практики студентами морских учебных заведений региона. Это могло бы стать прекрасной школой не только в плане профессионального опыта. Сегодня курсанты разных стран проходят практику и вместе учатся, а завтра попадают в интернациональные экипажи, встают у руля судоходных компаний. Чем не способ решения той самой задачи – учиться жить вместе?».

Одной из самых актуальных остается задача безопасности мореплавания. По статистике, 80-85 процентов всех крупных аварий на море, нередко связанных с гибелью людей, происходит по причине пресловутого человеческого фактора. Но обвинить капитана или найти другого виновного – это проще всего, однако проблемы не решает. Если ответить на вопросы, почему человек совершает ошибку, каковы упущения в менеджменте, не ставят ли перед капитаном и экипажем разноречивых команд, то избежать фатальных ситуаций в будущем станет более реально. Именно об этом говорил руководитель ассоциации Род Шорт.

Автор: Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»