Купола за колючкой
Находкинская воспитательная колония, что во Врангеле, находится в самом центре поселка. Даже из-за высокого забора, из-за колючей проволоки воля видна как на ладони. Люди ходят друг к другу в гости, в магазины, в школу, тусуется по вечерам молодежь. Вещи для населения зоны недоступные. Что думают об этом колонисты, как осмысливают на обозреваемом фоне свое собственное непутевое житие, одному богу известно. Естественно, каждого тянет на волю. Но срок есть срок.
Находкинская воспитательная колония, что во Врангеле, находится в самом центре поселка. Даже из-за высокого забора, из-за колючей проволоки воля видна как на ладони. Люди ходят друг к другу в гости, в магазины, в школу, тусуется по вечерам молодежь. Вещи для населения зоны недоступные. Что думают об этом колонисты, как осмысливают на обозреваемом фоне свое собственное непутевое житие, одному богу известно. Естественно, каждого тянет на волю. Но срок есть срок.
Существует и обратная связь. В минувшую среду в колонию наведались члены попечительского совета во главе с вице-губернатором Николаем Королевым. Сопровождаемые свитой из представителей СМИ ответственные лица прошлись по территории, поговорили с персоналом и с заключенными. Вице-губернатор, поздравив пацанов с началом учебного года, передал им подарки - кое-что из спортинвентаря и пять (по количеству отрядов) гитар.
Вот что удалось узнать от гидов в милицейской и гражданской одежде. Колония рассчитана на 450 «посадочных» мест. В силу разных причин, в том числе из-за проводимого ремонта помещений, здесь находятся сейчас 286 осужденных подростков. Большинство сидит за кражу (ст. 158 УК РФ). Бывают и такие, что крали продукты, потому что просто нечего было есть. Но в последнее время возросло число убийц. В только что пришедшем этапе десять процентов составляют юные душегубы.
Мы спросили у начальника колонии полковника Александра Еникеева о причинах, толкающих на «мокрые» дела сегодняшний контингент. Предполагалось, что виной всему - наркотики. Но по мнению Александра Еникеева, на роковые поступки подростков подвигает чаще всего алкогольное (читай: пивное) опьянение. Один из вновь прибывших убил свою мать за то, что она не дала ему денег на пиво. Другой, серийный убийца, имеет на своем счету три трупа. Третий убил мать своего друга за то, что она пригрозила рассказать о его краже. Смогут ли такие люди-нелюди исправиться? Вряд ли. 90 процентов юных обитателей колонии возвращается сюда вновь. Выйдя из-за забора зоны, они попадают в ту же атмосферу, откуда пришли, - «бичевники», пьяные компании. Никакой реабилитации для бывших осужденных нет. Разве что иной раз заедут с очередным рейдом сотрудники комиссии по делам несовершеннолетних. Но они сами признаются, что устроить на работу малолетку с судимостью практически невозможно. А если что и предложат, то цветочки сажать по линии зеленхоза. Куда проще рвануть с чьей-нибудь шеи мобильник или выставить квартиру в отсутствие хозяина.
Основными поставщиками преступного «материала» являются наиболее крупные населенные пункты Приморского края - Владивосток, Находка, Уссурийск, Артем. Контингент настолько разнообразный, что диву даешься. Некоторые даже в школу никогда не ходили, читать не умеют. Для них в зоновской школе открыт начальный курс. Здесь же, в зоновском техническом училище, обучают рабочим специальностям - всего семь профессий. Недавно открыли новое направление - повар-пекарь. Но самая популярная, как ни странно, - швейное дело. Простынями врангелевской колонии снабжается весь ГУИН. Кое-какая копеечка попадает на счета воспитанников. На эти деньги они могут купить в местном магазине продукты. Но, как правило, деньги уходят на мороженое и шоколадки.
Директор технического училища Находкинской воспитательной колонии Галина Федюшина считает, что многим из заключенных здесь живется даже лучше, чем на воле.
- Я не хожу в спецотдел, не знаю, кто за что сидит. Для меня все они - дети. Мы их зовем по именам. Но несвобода - в любом случае наказание. Плохо то, что многие после освобождения возвращаются сюда. Служба реабилитации не работает. Даже если мы их здесь чему-то научили, устроиться на работу они не могут. Пока на производстве их принимали, возвратов почти не было. А сейчас не хватает денег даже на оборудование мастерских и учебных классов. Надежда только на помощь попечителей.
Попечительский совет шел гладко, пока не споткнулся на вопросе о строительстве православной часовни на территории Находкинской воспитательной колонии. Храмовое сооружение в зонах давно уже не редкость. Для осужденных, отбывающих срок, это особое место. Одна из лучших по всем канонам часовня выстроена в ИТК поселка Большой Камень. Здесь регулярно проходят службы. И в находкинской «малолетке» побывал отец Ростислав из Владивостока, общался с заключенными. После чего Приморская епархия решила войти в состав попечителей колонии для несовершеннолетних. Этот вопрос также был вынесен на заседание попечительского совета. Новое участие в благом деле только приветствуется.
- Коль не смогла государственная машина уберечь неокрепшие души от грехопадения, быть может, обращение к религии поможет им очиститься, - аргументировал начальник колонии Александр Еникеев. Ему довелось поработать во взрослых ИТК - на обычной зоне, на «строгаче», на особом режиме. Кому как не Александру Григорьевичу знать, чем затронуть живые струны заключенного.
- Государственные организации не должны заниматься религиозными вопросами, особенно если это касается детей, - резко возразила заведующая управлением культуры городской администрации г. Находки Лина Авдеева. - Наше дело - гражданское воспитание. Не будет ли грехом вместо реальной жизни увести их в сторону религии? Нужно воспитывать в детях светскую культуру, знакомить с поэзией, искусством здесь, раз мы не смогли сделать это по ту сторону стен колонии. Необходимо в первую очередь оборудовать клуб, организовать студию изобразительного искусства. А уж потом - часовня.
Спор мог бы зайти в тупик, если бы не решимость администрации колонии. Православная часовня здесь будет строиться, несмотря ни на что. Необходима помощь деньгами и стройматериалами. И вице-губернатор эту помощь пообещал.
Автор: Виталий ТУЗЮК, Юрий БОДУХИН (фото авторов), «Владивосток»