Одной «головы» оркестру мало, или Как найти дирижера
Разговоры по поводу снятия с должности художественного руководителя Тихоокеанского симфонического оркестра продолжаются - звучат два главных вопроса: «Почему сняли?» и «Что дальше?». На первый был дан ответ на пресс-конференции, о которой «В» писал в номере за 10 сентября. Со вторым сложнее… Постоянный художественный руководитель в единственном лице – потенциальная опасность авторитаризма. Приглашенные дирижеры – сомнения в качестве. Где выход? Свое видение ситуации предлагает Виктор Баранов, независимый импресарио с 10-летним стажем работы, инициатор создания антрепризного симфонического оркестра в Пушкинском театре.
Разговоры по поводу снятия с должности художественного руководителя Тихоокеанского симфонического оркестра продолжаются - звучат два главных вопроса: «Почему сняли?» и «Что дальше?». На первый был дан ответ на пресс-конференции, о которой «В» писал в номере за 10 сентября. Со вторым сложнее… Постоянный художественный руководитель в единственном лице – потенциальная опасность авторитаризма. Приглашенные дирижеры – сомнения в качестве. Где выход? Свое видение ситуации предлагает Виктор Баранов, независимый импресарио с 10-летним стажем работы, инициатор создания антрепризного симфонического оркестра в Пушкинском театре.
Вопрос первый. Конкурентоспособность творческого коллектива – от чего она зависит? Составляющих много: уровень музыкантов, репетиционные условия, оснащенность инструментами, профессионализм художественного руководителя. Что касается последнего, именно руководитель решает, каким быть художественному проекту. Совершенным по качеству или нет, популярным или ориентированным на узкий круг подготовленных людей. От него в конечном счете потянутся все ниточки, связывающие, извините за терминологическую сухость, потребителя и творческий продукт. Здесь худрук, в данном случае дирижер, получает практически неограниченную власть.
Вопрос второй. Благо ли это? Вместо ответа пример из жизни. До Сергея Примака оркестр возглавлял Андрей Дашунин, москвич, работавший во Владивостоке по контракту. Его идефикс – сыграть все симфонии Бетховена и завершить этот цикл 9-й симфонией «К радости» - мягко говоря, не нашла поддержки слушателя. Почему? Творческие амбиции, похвальные сами по себе, не отвечали реальной потребности художественного рынка города. В условиях недостаточного финансирования, когда в оркестре нет и не было английского рожка, необходимого для исполнения музыки Бетховена, вряд ли такие масштабные проекты осуществимы. При формировании репертуара руководитель оркестра должен обязательно знать, чего хочет публика. Выяснить это просто. Есть два четких критерия - продаваемость билетов, реакция зала. Дирижер должен по крайней мере учитывать это. Авторитарность в данном случае часто служит плохую службу. Как бы ни сложилась ситуация – заменить-то некем.
Вопрос третий. Идти на поводу публики или нет? До разумного предела. Симфонический оркестр, понятно, не может исполнять только вальсы Шопена. Но программа, состоящая только из музыки Шенберга, вряд ли будет принята всеми. Можно составить концерт, соблюдая баланс. Популярная, знакомая публике классика и симфония Дворжака или Малера. Так сказать, сложный материал в гомеопатической дозе. Таким образом рождается художественный проект, который продается. На сцену выходит менеджмент.
Вопрос четвертый. Совместимы ли творчество и бизнес? Сегодня не может быть по-другому. Механизмов множество – поиски спонсора под громкое имя, создание попечительского совета из состоятельных людей и прочее. Один из них – поймать идею и реализовать ее во что бы то ни стало. Если есть возможность выбора в средствах – дело упрощается. Еще один пример из жизни: в 2004 году отмечается 100-летие русско-японской войны. В рамках программы празднования в Пушкинском театре запланирована серия концертов. Но как сыграть «Крейсер «Варяг», «На сопках Маньчжурии», «Амурские волны» без симфонического оркестра? Этот по сути дела госзаказ был осуществлен с помощью антрепризного симфонического оркестра, где работали музыканты из разных коллективов города под руководством дирижера из Южной Кореи Чик Ван Юна. Затем последовала еще одна антреприза с участием четырех оперных солистов из Южной Кореи. Но в ней Сергей Примак своим музыкантам участвовать уже не разрешил.
Вывод. Он напрашивается сам собой… К слову, американский музыкант Мартин Пьецух весной этого года представил джазовую программу во Владивостоке также вместе с антрепризным оркестром. Кстати, он снова приезжает во Владивосток, на этот раз уже в качестве дирижера этого самого антрепризного оркестра. Солист приглашенный – пианист из Калифорнии Раймонд Джексон. Пока же оркестр, состоящий из владивостокских музыкантов, готовит новую программу, в которой заявлены сочинения Брамса и Рахманинова. Дирижера Ким Дон Хака пригласили из Сеульского оперного театра.
Автор: Ольга ЗОТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»