Демонтаж памяти

Общеизвестно, что уничтожение нации начинается с разрушения исторической памяти. Даже если эта память помнит не самые приятные моменты истории для национального самосознания. Нет истории, и вроде бы вообще ничего не было. Можно начинать с белого листа под любую копирку извне. Именно по такому сценарию начинались все самые известные внешние агрессии в мире.

17 сент. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1624 от 17 сент. 2004

Общеизвестно, что уничтожение нации начинается с разрушения исторической памяти. Даже если эта память помнит не самые приятные моменты истории для национального самосознания. Нет истории, и вроде бы вообще ничего не было. Можно начинать с белого листа под любую копирку извне. Именно по такому сценарию начинались все самые известные внешние агрессии в мире.

Ну, с внешними агрессиями все, в принципе, понятно. А вот что делать с агрессиями внутренними, когда одним росчерком чиновничьего пера из истории нашей страны стираются самые сокровенные страницы, к которым мы, безусловно, относим и Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.? В начале прошлой недели на берега бухты Витязь в Хасанском районе прибыла строительная техника. Как удалось выяснить жителям близлежащего поселка, целью новоявленных «строителей» оказался демонтаж береговой артиллерийской батареи, которая входит в музейный комплекс «Владивостокская крепость».

Нет, речь идет не о реставрационных работах. Фортификационные сооружения, уцелевшие со времен войны, собирались переплавить на металлолом и отправить на нужды металлургической промышленности Китая. Кому пришла в голову эта чудовищная идея, сказать пока сложно. Строители, представляющие коммерческую фирму «Экомед», зарегистрированную в Большом Камне, утверждали, что имеют на руках все разрешительные документы на уничтожение памятника федерального значения. От немедленного начала работ их удержало только появление руководителя Дальневосточного филиала НЛМК Павла ПАЦВАЛЬДА, который по счастливой случайности проводил здесь отпуск.

Разрешение на демонтаж памятника истории Павел Владимирович поставил под сомнение не задумываясь - уж его-то с многолетним опытом работы в металлургической отрасли устными уверениями не возьмешь. Во избежание самовольного начала работ Павел Пацвальд немедленно поставил в известность об инциденте командование ТОФ и пригласил на место потенциальной исторической драмы представителей местных и центральных СМИ. Надо отдать должное военным - на просьбу руководителя НЛМК-ДВ они отреагировали немедленно, отрядив на охрану батареи подразделение морской пехоты. Однако до благополучного разрешения ситуации, судя по всему, еще далеко.

Военные охраняли объект ровно сутки. Но уже на следующий день к музейным экспонатам прибыл непосредственный начальник фирмы «Экомед», который сумел убедить военных в законности демонтажа батареи. Как выяснилось, договор об этом фирма подписывала непосредственно с Минобороны РФ и заплатила за него около $12 тысяч. Спорить с профильным министерством военные, конечно, не стали, и строители немедленно приступили к работе. Павлу Пацвальду в противостоянии с исполнителями столь циничного заказа не оставалось другого выхода, как поставить в известность о происходящем краевую администрацию.

Надо отдать должное, в крае на события в бухте Витязь отреагировали оперативно. Работы были приостановлены, но одной из двух пушек батареи уже успели отпилить дуло. Директор фирмы «Экомед», проклиная под объективами телекамер журналистов тот день,  когда он связался с Минобороны, под давлением местной общественности отозвал строительную бригаду и даже пообещал восстановить уже демонтированную часть памятника. Правда, если его обяжет к этому судебное решение. Этакое добровольно-принудительное проявление гражданской сознательности получается. Рядовых исполнителей работ упрекнуть, конечно, сложно, но их непосредственному руководству хотелось бы напомнить, что Владивостокская крепость - это, пожалуй, самый известный исторический комплекс Приморья, на который помимо внутренних этических соображений делается большая ставка и в программах будущего развития туристической отрасли края.

Береговая батарея не смогла отразить атаку металлистовСегодня в музейный комплекс крепости входит 108 объектов, расположенных по всей территории Приморья, и именно береговая батарея на полуострове Гамова в бухте Витязь с ее 180-миллиметровыми башнями, а также Ворошиловская батарея на острове Русском являются одними из самых ценных экспонатов музея под открытым небом. Наверняка в защиту музея еще выступят самые известные историки и ученые края. Не исключаем и прямого вмешательства в ситуацию приморского губернатора Сергея Дарькина. Но инцидент в бухте Витязь, по мнению того же Павла Пацвальда, должен стать предметом серьезного обсуждения и на федеральном уровне.

Судя по всему, попытка демонтажа исторического памятника стала возможной не только из-за халатности отдельных чиновников, подмахнувших не глядя те или иные разрешительные бумажки, но и из-за серьезных пробелов в законодательном контроле над заготовкой и транспортировкой металлолома с территории края за его пределы. Ликвидация нигде не зарегистрированных пунктов приема лома лишь усовершенствовала саму систему хищений и контрабанды металла, придав ей цивилизованный вид юридически оформленных сделок. Однако проблема, как выясняется, никуда не исчезла, и печальные события в бухте Витязь - наглядное тому подтверждение.

Вообще-то в мировой практике это явление называется вандализмом и подпадает под весьма жесткие статьи уголовного законодательства. Но если оставить в стороне юридическую сторону вопроса, то стоит напомнить, что даже в  Восточной Европе никому и в голову не приходит демонтировать советские памятники Великой Отечественной войны, а в столице США Вашингтоне, например, наиболее почитаемыми являются мемориальные комплексы проигранных войн в Корее и Вьетнаме. Кстати, не так давно там же был открыт и мемориал второй мировой войны. Неужели американская память о драматических событиях 1941-1945 гг. гораздо обширней нашей?  

- Лично я намерен использовать все свое влияние, чтобы не допустить этого варварства, - говорит Павел Пацвальд. - Экспонаты батареи обязательно должны быть восстановлены в ближайшее время, по суду или по прямому распоряжению приморской исполнительной власти - не суть. Но если ситуация на мысе Гамова не станет основанием для ужесточения политики контроля над заготовкой и транспортировкой металлолома, то не исключаю, что воспользуюсь своим конституционным правом и обращусь с соответствующей законодательной инициативой к федеральным властям. Мне далеко не безразлично, на каких патриотических примерах воспитывается подрастающее поколение. И мне бы очень хотелось, чтобы таких наглядных примеров оставалось как можно больше.

Автор: Михаил КОРШУНОВ, специально для «В»