Впереди - красивый юбилей
В «Дальневосточном морском пароходстве» началась подготовка к красивому юбилею - в следующем году крупнейшей судоходной компании страны исполнится 125 лет. Пожалуй, ни в Приморье, ни на Дальнем Востоке нет предприятий со столь богатой историей; наверное, и по стране в целом их немного.
В «Дальневосточном морском пароходстве» началась подготовка к красивому юбилею - в следующем году крупнейшей судоходной компании страны исполнится 125 лет. Пожалуй, ни в Приморье, ни на Дальнем Востоке нет предприятий со столь богатой историей; наверное, и по стране в целом их немного.
Свой биографический отсчет пароходство ведет с апрельских дней 1880 года, когда пароход «Москва» только что созданной компании «Доброфлот» совершил первый рейс с переселенцами из центральных районов России на борту из Одессы во Владивосток. При отсутствии на тот момент Транссибирской железнодорожной магистрали грузопассажирские суда компании за короткое время сумели обеспечить надежную транспортную артерию, накрепко связавшую центральную часть страны и ее самую отдаленную окраину. Антон Чехов, совершивший в 1890 году известную поездку на Сахалин, прямо писал в письмах своим родным о том, что с приходом судов «Доброфлота» сюда пришла цивилизация.
Впрочем, вся история развития российского Дальнего Востока, становления здесь нашей государственности неразрывно связана с историей «Дальневосточного морского пароходства». Хозяйственное освоение побережья, транспортные мосты на Сахалин, Камчатку и Чукотку, первые попытки прорыва в Восточную Арктику, обеспечение экспортно-импортных и фрахтовых перевозок - с этого начинала компания на рубеже ХIХ-ХХ веков; этим она, собственно говоря, занимается и сегодня.
Сложнейшие коллизии гражданской войны, огненные рейсы Отечественной, послевоенная работа на нарастающих народнохозяйственных грузопотоках, опасные перевозки на Кубу и во Вьетнам, наконец, завоевание - в острой конкурентной борьбе - достойного положения в международном линейном судоходстве - все это не более чем пунктирная хроника огромного труда многотысячного коллектива, производственные подразделения которого располагались в свое время на пространстве от Посьета до Певека. Коллективы 11 портов и трех судоремонтных заводов, экипажи сотен судов самого различного назначения, многочисленные береговые подразделения - все это включало в себя в свое время предприятие, носящее имя «дважды орденоносное Дальневосточное морское пароходство».
Новейшая история, кардинальные изменения в развитии государства, с которым компания всегда была связана пуповиной, безусловно, наложили свой отпечаток и на ситуацию в «ДВМП». После приватизации предприятие стало, по сути дела, жестко структурированной и чисто судоходной компанией. Сократилось число береговых структур, изменился количественный состав флота. Однако даже в жестком лихолетье 90-х, когда с транспортной карты страны на разных бассейнах одно за другим исчезали солидные, казалось бы, пароходства, ОАО «ДВМП» сумело удержаться на плаву. Более того, именно в этот сложнейший отрезок времени началась активная работа по обновлению флота, завоеванию новых позиций на конкурентном рынке международных морских (в первую очередь контейнерных) перевозок.
И, наконец, самое главное: какие бы ветры ни гуляли над страной, какие бы ни возникали новые «моды» и тенденции, в «Дальневосточном пароходстве» (может быть, это и стало залогом выживания и возрождения компании?) всегда сохраняли верность традициям. А главная и самая принципиальная из них известна - в отличие от подавляющего большинства отечественных судоходных компаний ОАО «ДВМП» практически весь свой флот эксплуатирует под российским флагом.
С целью организации и подготовки к 125-летию в пароходстве образован штаб во главе с генеральным директором Евгением Амбросовым. Намеченная программа празднования обширна и разнообразна. Это и выпуск специализированного красочного издания, в котором исторический очерк будет дополнен рассказом о сегодняшнем дне и перспективах компании, это и документальные фильмы о пароходстве; параллельно «ДВМП» полностью финансирует осуществление большого документального кинопроекта, посвященного 100-летию со дня Цусимского сражения - предполагается, что несколько документальных серий будут показаны по одному из федеральных телевизионных каналов в начале следующего года. Но понятно, что главным «объектом» праздника станут моряки и ветераны компании - те, кто своим упорным трудом поднимал пароходство, кто сегодня несет вахту на всех широтах Мирового океана. Наиболее достойные будут представлены к государственным и корпоративным наградам.
Градообразующая функция ОАО «ДВМП» предполагает, что юбилей пароходства станет праздником для всего Владивостока - так оно, конечно, и будет. Планируется организовать праздничные городские акции, выставки исторических фотографий и картин маринистов, конкурсы студенческих научных работ, детского рисунка. На одной из центральных улиц города будут установлены часы с морской символикой. А в июне во Владивостоке состоится презентация самого современного ледокольного судна-снабженца, которое строится сейчас на верфи в Финляндии.
Но не только в городе, где располагается штаб-квартира судоходной компании, будут отмечать эту красивую дату. Специальные мероприятия пройдут и в многочисленных представительствах, агентских компаниях «ДВМП», расположенных в разных странах мира. Потому что интересы пароходского бизнеса простираются сегодня от Лондона до Веллингтона и от Сан-Франциско до Бомбея.
Сегодня компания из судоходного предприятия постепенно превращается в интермодальный транспортный холдинг, расширяя свою деятельность не только на морских просторах, но и на российских железных дорогах, что, кстати, полностью отвечает требованиям по ускоренному развитию в России контейнерных перевозок, несомненным лидером в которых является ОАО «Дальневосточное морское пароходство»...
Ведущему судоходному предприятию страны есть в чем отчитаться в канун юбилея. Динамичная капитализация компании, стабильный рост курса акций, агрессивная политика в области обновления флота, высокопрофессиональный менеджмент и продуманная кадровая работа - все это в совокупности служит надежным фундаментом для развития судоходного бизнеса в том современном виде, каким он должен быть в XXI веке.
Потому что история историей, но 125-летний юбилей в компании рассматривают в первую очередь как плацдарм для завоевания новых рубежей, как стартовую площадку для еще более активного продвижения вперед.
Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, «Владивосток»