Один и без оружия

Нет, не зря он родился в год Тигра! Встретиться с полосатой кошкой, посмотреть в ее прищуренные ленивые глаза, запечатлеть на пленке совершенное творение природы – именно это желание привело Дмитрия Мезенцева, давнего друга «В», из Казахстана в Приморье, вручило в руки фотоаппарат и вывело на безлюдные таежные тропы…

10 сент. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1620 от 10 сент. 2004

Нет, не зря он родился в год Тигра! Встретиться с полосатой кошкой, посмотреть в ее прищуренные ленивые глаза, запечатлеть на пленке совершенное творение природы – именно это желание привело Дмитрия Мезенцева, давнего друга «В», из Казахстана в Приморье, вручило в руки фотоаппарат и вывело на  безлюдные таежные тропы…

О встречах с желто-черным великаном (38 раз за 12 лет) с 1998 года писал Дмитрий небольшие рассказы и публиковал в районной лазовской газете. А недавно выпустил в свет книгу «За тигром с фоторужьем», центральную часть которой составили основательно пересмотренные и переработанные зарисовки с 1998-го.

«Тигр впереди как на ладони – гора мускулов. Вот он небрежно перекидывает передние лапы вбок, равнодушно рассматривая что-то за обочиной. Затем невзначай оглядывается и встречается глаза в глаза со мной – кроткий, как ягненок. Воистину не так страшен черт, как его малюют. В темноте сигнальными огоньками выделяются белые брови. Страх, какой симпатичный кот!».

- Симпатяга, говорите? Дима, ведь дважды тигр нападал на вас, а вы о нем так ласково…

- Ну, не нападал, а отпугивал, скорее. Это были тигрицы с тигрятами, они имитируют нападение. Чтобы сделать фотографию тигра на воле, в естественных условиях, времени нужно немало. Больше 120 дней в году я был в лесу, плюс пять отпусков там же просидел в шалашах, на деревьях, ожидая с утра до вечера, зимой тропил по следам, ну и случайные встречи…

- Случайные? То есть шли по тайге и встретили тигра? Сразу же можно падать в обморок…

- Нет. Я же специально к этому стремился. Не настолько тигр опасный зверь, медведи куда опаснее. Ни разу я в тайгу не брал с собой оружие. И ничего не произошло. Тигры-то видели меня гораздо чаще, чем я их. И к палатке подходил один прямо впритык – носом в палатку влез, я шлепнул его, он ушел… Как-то фальшфейером отгонял…

Наши амурские тигры – они охотниками давно воспитаны, научены человека уважать. Опасен тигр только раненый. Так что по тайге – один и без оружия – я ходил спокойно.

«За очередным поворотом вдруг впереди начала вырисовываться рыжая глыба. Настоящий тигр спокойно спал в шестидесяти шагах от меня. По центру мускулистой спины у отдыхающего тянулся черный «ремень», от которого по рыжим бокам спускались более тонкие темные полоски. Вот полосатый плавно поднял тяжелую сонную голову, медленно повернул ее вправо, потом влево, слушая вечерние звуки.

Фоторужье я даже не достаю – уже сумерки. Жаль! Близок локоть, да не укусишь».

- Фотографии тигров, включенные в вашу книгу, просто уникальны. Ради одного вида величественных зверей на берегу моря можно купить. Но выпустить сегодня книгу, с одной стороны, просто, с другой – проблема. Все в деньги упирается. Вам кто-то помог?

- Видите ли… Сейчас я не занимаюсь фотографированием тигра в природе, все время отдаю новому проекту: парку животных Уссурийской тайги. Вот и книга рассказывает в том числе о проекте, о ситуации, сложившейся вокруг него. И предназначена она в том числе и тем, кто, возможно, захочет помочь в реализации идеи.

- На какой стадии сейчас находится парк?

- «Приморгражданпроект» доделывает проект, скоро он будет завершен. Выделена земля – 27 гектаров (в районе трассы Океанская – бухта Лазурная). Парк животных Уссурийской тайги будет не просто природоохранным заведением, но самоокупаемым развлекательно-образовательным комплексом, он будет работать и днем, и ночью. Мы собираемся организовать сафари-парк – уникальный аттракцион, где туристам предоставляется возможность увидеть тигра на свободе – не в клетке или за рвом вольера, а в окне автобуса. В естественной среде обитания амурского тигра не показывают ни в одном парке мира!

Кстати, о вольерах. Мы собираемся содержать только животных Уссурийской тайги (280 видов), причем в условиях, максимально приближенных к природным. Животных планируем брать тех, которым угрожает гибель. Конфликтных тигров, беспомощных медвежат, у которых браконьеры убили мать…  Ставку на спецотлов не делаем. Конечно, это не заповедник, у нашего парка иные функции – развлекательно-просветительские. Будет музей тигра, будут лекционные залы, кружки для детей. И, разумеется, зона отдыха – просто чистый красивый лес, где можно подышать свежим воздухом, погулять…

Мы прекрасно понимаем, что такой парк требует развитой инфраструктуры, поэтому в проекте предусмотрены кафе, камеры хранения…

Пять лет жизни отдал Дмитрий Мезенцев воплощению в жизнь своей новой мечты. Многое уже сделано, но предстоит еще больше.

Однако удалось же ему увидеть тигра! Сбылось одно заветное желание – сбудется и другое. Он, Дмитрий Мезенцев, везучий!

«Тигр превосходит человека по многим качествам. Когда на арене цирка выступают тигры – собираются тысячи людей, а если выступают люди, не придет ни один тигр.

Уссурийская тайга без тигра – тело без души».

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»