Каменные уродцы на живописных склонах, или Свой домик с видом на море
Мода на малоэтажную и коттеджную застройку в большом городе становится в последнее время все заразительнее. Такое ощущение, что практически все жители высоток в одночасье захотели переселиться в уютный комфортный дом на земле со своей английской лужайкой или альпийской горкой, бассейном, беседкой или в крайнем случае – садиком на крыше.
Мода на малоэтажную и коттеджную застройку в большом городе становится в последнее время все заразительнее. Такое ощущение, что практически все жители высоток в одночасье захотели переселиться в уютный комфортный дом на земле со своей английской лужайкой или альпийской горкой, бассейном, беседкой или в крайнем случае – садиком на крыше.
Как малоэтажная застройка вписывается в план развития Владивостока - города со сложным рельефом, ограниченным земельным «запасом»(в связи с его полуостровным положением) и, как следствие, его дороговизной? Каковы ее шансы и перспективы? Вот что думают по этому поводу городские архитекторы.
ТОКАРЕВСКАЯ КОШКА «ГУЛЯЕТ» САМА ПО СЕБЕ
Владимир Воробьев, главный архитектор ОАО “Приморгражданпроект”:
- Всякий раз, когда вижу коттеджи, которые прилепились на мысе Токаревского, оконечности полуострова Шкота, - разномастные, нелепые, какие-то несуразные, без единого замысла и плана - просто не перестаю досадовать, что такое чудное и значимое место - морские ворота Владивостока - просто загублено в архитектурном плане. Ведь их сейчас уже не уберешь. А здесь, по идее, должен был появиться красивый многоэтажный гостиничный комплекс. Тут ему самое место. Вообще для таких ответственных участков непременно нужно организоввывать конкурс архитектурных проектов. Впрочем, весь наш город с его особым рельефом требует очень тщательной и продуманной застройки, особенно если речь идет о малоэтажном ее варианте.
- Кстати, как вы оцениваете это направление в застройке Владивостока?
- Увы, практически весь существующий опыт малоэтажной застройки нашего города не выдерживает никакой критики. Взять, к примеру, сопку Буссе. Здесь, казалось бы, и единый проект был (автор Владимир Прокуров), и место выбрано удачно, но в результате получилась опять же какая-то мешанина: каждый дом на свой фасон. Самое ужасное, что дома продолжают перестраиваться - как только въезжает очередной новый владелец. И это, похоже, будет длиться бесконечно. Единого ансамбля, который бы так интересно смотрелся с бухты Золотой Рог, не получилось. Сейчас раздирается на куски еще один живописный склон, выше Свято-Никольского собора. Там вовсю идет разномастное коттеджное строительство, которое в центре города, где так мало свободных земель, выглядит по меньшей мере странно. И что немаловажно - отнюдь не прибавляет очарования облику Владивостока.
Достаточно профессионально решено строительство жилых каскадных домов в бухте Федорова. Сами по себе они смотрятся довольно привлекательно, хотя опять же им здесь не место. Неоправданное расточительство отдавать такие выигрышные городские территории фактически под частную жилую застройку.
- Но ведь существует генеральный план развития города, который должен как-то регулировать эти вопросы?
- “Приморгражданпроект” как раз занимался корректировкой генплана. Но как раз эти вопросы генеральный план не рассматривает. Они разрабатываются на следующих стадиях проектирования. Все остальное - уже прерогатива городского управления архитектуры.
- Насколько известно, сейчас идет разговор о возрождении должности главного архитектора Владивостока, после того как она была упразднена предыдущим мэром.
- Разумеется, в городе должен быть главный архитектор. Но дело не только в должности. Этот человек должен быть настоящим профессионалом, иметь реальную власть и работать в тесном контакте с мэром - тогда и порядок будет. Наглядный пример тому - наш ближайший сосед Хабаровск. Город неузнаваемо похорошел и преобразился за последние годы. К слову, там коттеджной застройки в центре города не увидишь.
- Но вернемся во Владивосток... Известно, что в свое время “Приморгражданроект” предлагал проект комплексной малоэтажной застройки на ул. Вс. Сибирцева, между ул. Пушкинской и теперешним проспектом Красоты?
- Действительно, такой проект существует. Мы делали его совместно с грузинскими коллегами около 20 лет назад. Это не отдельные коттеджи, а малоэтажный комплекс террасно-каскадного типа, который очень выигрышно смотрится на нашем рельефе. Проект тогда получил оценку “отлично” на градостроительном совете, и, если бы он воплотился в жизнь, уверен, город от этого бы только выиграл.
- Владимир Васильевич, и все же где сегодня во Владивостоке можно использовать малоэтажную комплексную застройку?
- Таких мест не так много, но они есть. Например, Зеленый Угол. Если убрать оттуда автомобильный рынок, проложить нормальные дороги, все необходимые коммуникации - можно на этой территории, а она немалая - около 100 га, создать довольно живописный малоэтажный район комплексной застройки.
Кроме того, пока ждут своего часа свободные земли на полуострове Голдобина, в районе бухты Тихой, я уже не говорю о так называемых прилегающих землях в районе ст. Надеждинская, пос. Трудовое.
Главное здесь - профессионально и при этом трепетно, с живым сердцем отнестись к застройке.
ЖИТЬ В ВЫСОТКЕ ХОРОШО, ЕСЛИ ОНА КОМФОРТНА
Анатолий Мельник, архитектор ООО «Архитектурный фонд»:
- Признаюсь, если еще несколько лет назад я, как и многие мои коллеги, считал малоэтажную жилую застройку в городской среде альтернативой высотному домостроению, то теперь в корне изменил мнение.
Разумеется, жить ближе к земле комфортно, но блокированные уродцы, которые появляются на склонах, не могут по-настоящему порадовать ни жильцов, ни архитекторов. Поверьте, жить в 4-этажной квартире, как это сейчас происходит в домах, построенных на сопке Буссе, совсем не так удобно, как многие думают. Да и облик самих сопок, взять ту же Тигровую, при этом немало теряет.
Лично мне ближе московский опыт многоэтажных высококомфортных элитных жилых комплексов, которые включают в себя спортивные площадки, фитнес, бытовые «узлы», зоны отдыха, детские территории.
Все, что сегодня во Владивостоке называется элитным жильем, на самом деле имеет к нему очень опосредованное отношение, уже хотя бы потому, что ни один из этих домов не имеет единой системы кондиционирования. Кирпичные дома тоже не в счет: это тяжеловесный материал, он не дает достаточно гибко формировать внутреннее пространство квартиры. Речь может идти только о каркасных зданиях.
Сейчас мы трудимся над проектом подобного здания на проспекте Острякова. Эта работа получила диплом на краевом конкурсе «Зодчество Приморья-2004». Этот дом, построенный по современным технологиям с использованием новых высокопрочных материалов, будет включать в себя двухуровневую автостоянку, магазины, офисы, бытовой центр. Сейчас обсуждается вопрос о единой «воздуховодной» системе.
А вообще только у нас, русских, сохранилось отношение к дому как к родовому гнезду. Да и к квартире мы тоже прикипаем намертво. В той же Америке человек за свою жизнь по мере того, как он меняет статус, место работы, совершает от 7 до 10 переездов на новое место жительства. Это вовсе не означает, что мы должны стать американцами, но, может быть, со временем мы тоже начнем относиться к этому проще.
РУССКИЙ КОТТЕДЖ НА АМЕРИКАНСКИЙ МАНЕР
Виталий Вольтер, главный архитектор ПромстройНИИпроекта:
- Лет десять тому назад во Владивостоке начался настоящий коттеджный бум. Насмотревшись американских фильмов, каждый захотел построить дом своей мечты: с огромным залом, как минимум с пятью спальнями, сауной, оранжереей и так далее. Некоторые размахнули свои новые хоромы на 500-700 кв. метров. Впрочем, совсем скоро стало понятно, что содержать их крайне хлопотно и невыгодно. Сейчас многие от таких коттеджей хотят избавиться, но сделать это довольно сложно.
Исторически так сложилось: любое поселение начинается с малоэтажной застройки, потом оно постепенно укрупняется, начинает расти ввысь. Но давно доказано, что человеку некомфортно жить уже выше третьего этажа, и он стремится снова вернуться на землю, чтобы выращивать цветы в собственном палисадничке, наслаждаться птичьим пением.
Вместе с тем растекание по пригородам - а собственный дом хорошо иметь в спальном районе, подальше от делового центра - требует не только определенных финансовых возможностей, но и совершенно других работы транспорта, качества дорог, современных многоуровневых развязок, всего того, что позволит человеку добраться до работы за 30-40 минут и не более. Иначе плюс превращается в огромный минус.
Скажем, если бы сегодня мы имели скоростной трамвай (как это планировалось), который бы соединял Владивосток с Артемом и другими близлежащими территориями, то вовсю можно было бы, перемахнув через зеленый пояс, строить коттеджи в районе пос. Тавричанка, Трудовое. А пока весь коттеджный новострой, который за последние годы появился в курортной зоне Владивостока, в том числе в районе Черной речки, - это вопреки всем законам и нормам.
Если говорить о малоэтажной высокоплотной застройке в черте самого Владивостока, считаю, она тоже имеет право на жизнь, пусть весьма избирательно. Вот лишь один пример, как говорится, с ходу. Взять район З-й Рабочей, ул. Тобольскую. Здесь южный склон сопки, закрытый от холодных северных ветров, очень комфортный для проживания, застроен строчками обычных гаражей. Почему бы не посадить на эти гаражи 2-3-этажные террасные дома? Уверен, многие бы с огромной радостью здесь поселились. Собственный гараж, живописное, уютное место. И сам район при этом просто бы преобразился.
Автор: Страницу подготовили Тамара КАЛИБЕРОВА, отдел фотоинформации, «Владивосток»