Инцидент со смертельным исходом

Сразу же после окончания войны, 22 августа 1945 года, произошел инцидент, получивший название «Сансэн дзюннан дзикен» (приблизительный перевод этой идиомы с японского языка означает «инцидент со смертельным исходом на трех судах»), когда в районе города Румои у северо-западного побережья Хоккайдо подводными лодками были атакованы три транспортных судна - «Тайто-мару», «Огасавара-мару» и «Синко-мару-2», на борту которых находились японские репатрианты с Сахалина.

3 сент. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1616 от 3 сент. 2004

Сразу же после окончания войны, 22 августа 1945 года, произошел инцидент, получивший название «Сансэн дзюннан дзикен» (приблизительный перевод этой идиомы с японского языка означает «инцидент со смертельным исходом на трех судах»), когда в районе города Румои у северо-западного побережья Хоккайдо подводными лодками были атакованы три транспортных судна - «Тайто-мару», «Огасавара-мару» и «Синко-мару-2», на борту которых находились японские репатрианты с Сахалина.

Это был окруженный тайнами инцидент, и только чуть больше 10 лет назад было получено подтверждение тому, что суда были потоплены подводными лодками бывшего СССР, а в результате последовавших за этим поисков японских и российских исследователей стало ясно, что «фоном» этого инцидента были ожесточение советско-американского противостояния вокруг послевоенного устройства

и безуспешная попытка Сталина высадить десант на Хоккайдо. Существует также вероятность того, что одна из подводных лодок, атаковавших японские суда, затонула в проливе Соя (Лаперуза).

На момент, когда произошел этот инцидент, Сталин, исходя из стратегических соображений в плане послевоенных отношений с Америкой, планировал захват части Хоккайдо к северу от линии, проходящей между городами Кусиро и Румои. Предполагаемым местом высадки был Румои, и советские войска на Дальнем Востоке - ТОФ и сухопутные силы - в количестве 1,7 млн. человек планировали проведение операции по высадке десанта около Румои на рассвете 24 августа в составе двух дивизий (порядка 20 тыс. человек).

Как следует из российских источников, двумя лодками, атаковавшими три японских судна, были лодки «Л-12» и «Л-19», которые принадлежали Тихоокеанскому флоту. Они получили приказ вести разведку в районе Румои для последующей высадки десанта и атаковать японские боевые корабли.

Обе подлодки в первой половине суток 22 августа обнаружили три транспорта, которые были на пути из Одомари (нынешний Корсаков) в Отару, и поочередно атаковали их. Скорее всего они приняли их за транспорты японской армии.

Десантная операция советских войск в районе Румои была в итоге приостановлена Сталиным из-за опасений, что отношения с США осложнятся, и в ночь с 22 на 23 августа подлодки получили из штаба ТОФ приказ «не атаковать корабли». В этом крохотном по историческим меркам временном интервале и случилась трагедия, унесшая много человеческих жизней.

После этого «Л-19» получила приказ перебазироваться в район Сахалина. В последний раз она вышла на связь в районе острова Ребун (пролив Лаперуза) и вскоре после этого пропала без вести. Выдвигается несколько причин гибели лодки, однако до сих российский ВМФ не смог установить место, где лежит «Л-19», и не определился с окончательной версией ее гибели.

Между тем историк Яно Макио (проживает в городе Эбецу), изучающий позднюю историю Карафуто (Сахалин), в своих последних исследованиях выяснил, что в 1952 или 1953 годах вооруженные тралами рыболовецкие суда из Вакканая во время промысла в центральной части пролива Соя подняли с глубины нечто похожее на ржавые поручни корабля. Это не было фрагментом японского затонувшего судна (места гибели судов знали японские рыбаки), поэтому возникло предположение, что это иностранное судно.

В мае этого года газета «Хоккайдо симбун» сообщила об этом факте представителям ТОФ, и они высказали предположение, что, исходя из того, что этот затопленный корабль лежит на маршруте следования подлодки «Л-19», существует вероятность, что это может быть лодка «Л-19».

МИД Японии обращался к российской стороне с просьбой о проведении расследования для выяснения обстоятельств этого инцидента. Российская сторона ответила, что провела расследование, но его результаты не дают четкой картины происшедшего, и официально не признала факта, что японские суда были атакованы подводными лодками бывшего СССР.

Следующий год совпадает с 60-й годовщиной смерти жертв этого инцидента, и - как и каждый год - родственники погибших проведут в городе Румои и других местах 60-ю панихиду по погибшим. Председатель общества жертв этого инцидента господин Нагая (проживает в Саппоро) говорит: «Хотелось бы, чтобы правительство России хотя бы для того, чтобы не повторялась трагедия войны, официально признало факты, имеющие отношение к этому инциденту, и извинилось».

ПРИКАЗ: «ВЫДВИНУТЬСЯ В РАЙОН РУМОИ»

Почему же должны были лишиться жизни более 1700 японцев уже после того, как Япония безоговорочно капитулировала, а до подписания официального акта о капитуляции оставалось 10 дней? Инцидент «Сансэн дзюннан дзикен», когда подлодки Тихоокеанского флота атаковали три транспортных судна, на которых экстренно эвакуировали японских граждан с Карафуто (Сахалина), благодаря результатам работы российских и японских исследователей и материалам, собранным газетой «Хоккайдо симбун», наконец-то начал обретать конкретные очертания. Возвратившись во времена почти 60-летней давности, удалось проследить жизненные коллизии людей, вовлеченных в жестокую международную политическую драму и связанный с ней водоворот событий.

«Выдвинуться на Хоккайдо, в район Румои». Такой срочный приказ был отдан в 11.30 утра 19 августа 1945 года экипажам подводных лодок «Л-12» и «Л-19», входивших в состав 1-й бригады подводных лодок ТОФ.

Заместитель командира подлодки «Л-19» 28-летний капитан-лейтенант Анатолий Туквачинский в квартире, расположенной в центре города, сказал жене Вере, чтобы она готовила в дорогу его вещи. Сын Олег, которому должно было исполниться 4 года, внимательно глядел на них.

Непосредственно перед выходом из дома Туквачинский неожиданно сказал: «Хочу взять с собой фотографию семьи», - и положил одну из семейных фотографий во внутренний карман кителя. Как потом говорили в семье, Вера так и не смогла в то время подавить неприятное предчувствие.

 Командир подлодки «Л-19» 36-летний капитан 3-го ранга Анатолий Никоненко также, попрощавшись с женой Тамарой и шестилетней дочерью Галиной, спешно отправился на базу.

В 19.10 того же дня «Л-12» и «Л-19» тихо отошли от причала своей базы. Приказ для обеих лодок был следующим: «До 21 час. (по владивостокскому времени; по японскому - 1) вечера 23 августа вести разведку района порта Румои и морских коммуникаций, а после 21 часа - докладывать о появлении военных кораблей противника и вести очистку района от вражеских военных кораблей».

Содержание приказа означает, что после 21 часа 23 августа было приказано в случае обнаружения вражеских кораблей атаковать их.

КАК «ДЕЛИЛИ» ХОККАЙДО

На следующий день после того, как император Японии объявил о капитуляции японской армии, Сталин предложил президенту США Трумэну в дополнение к ялтинским договоренностям «включить в зону, отходящую советским войскам в качестве оккупационной зоны, северную часть Хоккайдо к северу от линии, соединяющей города Кусиро и Румои».

Войска СССР планировали начать операцию по высадке десанта в районе Румои на рассвете 24 августа и рассматривали это как первый шаг к захвату Хоккайдо. Целью боевого похода подлодок

«Л-12» и «Л-19» было оказание поддержки этой операции, и программа боевых действий подлодок была рассчитана, исходя из времени начала операции по высадке десанта.

Однако за день до боевого выхода подлодок, 18 августа, Сталину пришел ответ от Трумэна, в котором содержался категорический отказ на его предложение. Тем не менее инерционный механизм работал, и десантная операция продолжала готовиться. Командующий войсками СССР на Дальнем Востоке маршал Василевский отдал жесткий приказ всем частям завершить подготовку к десантной операции к 23 августа.

В то время в состав Тихоокеанского флота входило 78 подводных лодок. Подлодка «Л-12» уже имела опыт проведения разведки в районе Курильских островов и Хоккайдо, а экипаж лодки «Л-19» занял первое место на флотских стрельбах. Понятно, что командир подлодки Кононенко и его товарищи находились в приподнятом настроении от того, что им предстояло быть в авангарде исторической десантной операции.

Подводные лодки «Л-12» и «Л-19» (а лодки этого проекта называли «Ленинцами») являлись в то время основными ударными подлодками советского ВМФ. Длина - 83 метра, ширина - 7 метров, водоизмещение в надводном положении - 1124 тонны, 6 торпедных аппаратов.

ВНЕЗАПНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ В ВОЙНУ

Незадолго до этих событий, 9 августа, советские войска с 50-й параллели, проходящей прямо по середине Сахалина, внезапно начали наступление на южную часть Сахалина, которая в тот момент была японской территорией, и вели ожесточенные бои с японским оборонительными отрядами.

Для губернаторства Карафуто, как и для жителей, вступление СССР в войну было совершенно неожиданным и немыслимым событием. На следующий день, 10 августа, губернаторство, которое втайне готовило планы по эвакуации населения на случай высадки американских войск, приняло решение о начале с 13 августа срочной эвакуации детей, женщин, стариков.

Со всех концов японской части острова в Одомари (ныне Корсаков) стали собираться пожилые люди и женщины с детишками с рюкзаками за спиной.

Миками Сумико сейчас 69 лет, она живет в поселке Обира недалеко от Румои. В августе 1945-го ей было десять лет, и вместе с мамой и старшей сестрой они жили в деревне Камисиска (ныне Леонидово) в 80 километрах к югу от 50-й параллели. 17 августа, когда вокруг уже слышались разрывы артиллерийских снарядов, они оставили свой дом и через два дня прибыли в Одомари. Порт был переполнен беженцами, ждавшими пароходов для эвакуации, по осторожным подсчетам, их было около 30 тысяч. Как и многие другие, семья Миками варила оставшийся рис и проводила время на пирсе.

Такахаси Ёсиаки сейчас 72 года, она живет в поселке Масуити рядом с городом Муроран. 59 лет назад вместе с бабушкой, младшим братом Ясуо и младшей сестрой Кумико они выехали из поселка Тирингай (сейчас - Кошевой, недалеко от Поронайска). 15 августа на железнодорожной станции они услышали по радио программу, в которой выступал император с объявлением об окончании войны.

Однако советские войска продолжали наступление, и огонь на полях сражений, где им противостояли японские части, не прекращался.

20 августа советский десант высадился в порту Маока (сейчас - Холмск), расположенном на западном побережье. Усиливалась вероятность того, что вскоре десанту придется последовать в Одомари.

Из-за этого судно «Огасавара-мару» (водоизмещение - 1397 тонн), принадлежавшее министерству связи и использовавшееся для прокладки подводных кабелей, изменило время выхода из порта на более раннее и в 23.45 20 августа, взяв на борт порядка 1500 беженцев, отправилось из Одомари.

Семья Сумико наконец-то смогла сесть на корабль ВМФ Японии «Синко-мару-2» (водоизмещение - 2500 тонн), специализированный артиллерийский корабль для постановки минных заграждений. Семья расположилась в грузовом трюме в носовой части корабля. Корабль был битком забит беженцами, и Сумико, которая три дня не могла нормально спать, уснула, едва прислонившись к рюкзаку.

Семья Ёсиаки села на корабль «Тайто-мару» (водоизмещение - 880 тонн), принадлежавший судоходной компании «Тоа кайун». На корабле из-за огромного количества груза и людей нельзя было даже пошевелиться, но семья Ёсиаки протиснулась под временный тент, натянутый на верхней палубе. На корабле находились 780 человек.

«Синко-мару-2» вышло из порта в 9 часов утра 21 августа, имея на борту около 3600 беженцев, «Тайто-мару» вышло из Одомари в этот же день около 11 часов. «Огасавара-мару» направлялось в Отару с заходом в порт Вакканай, другие два судна шли в Отару напрямую. Вскоре после того как «Синко-мару-2» и «Тайто-мару» вышли из Одомари, в район Румои прибыли и погрузились под воду подводные лодки ТОФ «Л-12» и «Л-19»…

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Об инциденте «Сансэн дзюннан дзикен»: в 4.20 утра 22 августа 1945 года судно «Огасавара-мару» (на борту было 702 человека - беженцы с Сахалина) на траверзе города Масике (рядом с городом Румои) затонуло в результате торпедной атаки подлодки «Л-12», погиб 641 человек. В 5.30 утра того же дня судно «Синко-мару-2» (на борту находились 3600 человек - также преимущественно беженцы) на траверзе поселка Обира  в результате торпедной и артиллерийской атаки со стороны подлодки «Л-19» получило сильные повреждения, 250 человек погибли, 150 пропали без вести, 100 человек получили ранения. Примерно в 10.20 того же дня в результате атаки подлодки «Л-19» было потоплено судно «Тайто-мару», погибли 667 человек. Общее число погибших и пропавших без вести достигло 1708 человек.

ОТ РЕДАКЦИИ

Повторим еще раз: публикация текстов, подготовленных нашими коллегами из «Хоккайдо симбун», не являет собой истины в последней инстанции. Не говоря уже о том, что это - лишь первая часть. Окончание материала и подробный редакционный комментарий вы найдете в следующем номере «В», во вторник.

Однако уже сегодня приглашаем к разговору специалистов, историков, в первую очередь тех, кто не с эмоциями, а с серьезными фактами на руках готов продолжить начатый обстоятельный разговор.