Совместный педсовет
Накануне нового учебного года в театре ВГУЭС «Андеграунд» состоялось пленарное заседание городского педагогического совета с участием мэра Владивостока Владимира Николаева, представителей городской и краевой администраций, а также директоров и учителей владивостокских школ, лицеев и гимназий. Традиционный августовский педсовет обсудил перспективы дальнейшего развития школьного образования столицы Приморья.
Накануне нового учебного года в театре ВГУЭС «Андеграунд» состоялось пленарное заседание городского педагогического совета с участием мэра Владивостока Владимира Николаева, представителей городской и краевой администраций, а также директоров и учителей владивостокских школ, лицеев и гимназий. Традиционный августовский педсовет обсудил перспективы дальнейшего развития школьного образования столицы Приморья.
Среди выступлений выделялся доклад ответственного секретаря приемной комиссии ВГУЭС Светланы Клименко о новых возможностях взаимодействия школы и вуза.
- Светлана Афанасьевна, почему сегодня вдруг заговорили о необходимости создания единого образовательного пространства?
- Я бы не сказала, что «вдруг». Вопрос «Кем быть?», сформулированный Владимиром Маяковским, можно отнести к разряду вечных. Проблемам профориентации уделялось огромное внимание еще в советское время. Другое дело, что чаще всего взаимосвязь школы и высших учебных заведений носила и носит либо формальный, либо временный характер. Поэтому несколько лет назад всерьез заговорили о создании единого образовательного пространства: школа - вуз. Нынешний ритм жизни настолько сконцентрирован и динамичен, что у молодого человека подчас просто нет времени на ошибку. Не может сегодня успешный человек появиться ниоткуда. Личность нужно формировать. И чем раньше, тем лучше. Старшеклассник, включенный в систему довузовского образования, становится более конкурентоспособным, мобильным, ориентированным на свободный выбор форм своей деятельности, профессии. У него возрастает личностная самооценка, повышается уровень знаний. Мы для себя сформулировали такую простую модель: успешный школьник - успешный студент - успешный гражданин - и приступили к последовательному осуществлению этой цепочки.
- Почему это стало возможным на базе ВГУЭС?
- Нельзя сказать, что мы пионеры в этом вопросе. Просто ВГУЭС - очень динамично развивающийся вуз, у нас сравнительно молодой, прогрессивно мыслящий коллектив преподавателей и сотрудников. Мы быстро улавливаем новые тенденции в образовании и стараемся внедрять их в жизнь. Свою работу в этом направлении мы начали с анализа ситуации, провели маркетинговые исследования: анкетирование учащихся, беседы с родителями, психолого-педагогическая профессиональная диагностика старшеклассников, их склонностей, способностей, личных качеств, готовности к самостоятельному выбору профессионального пути. Далее мы определили пути взаимодействия учебных заведений и разработали учебные планы и программы. Любая программа дополнительного образования, реализуемая как в стенах университета, так и вне его - прежде всего нормативный документ, определяющий цель, технологии, результат деятельности. Ни один проект не выходит из стен университета, не пройдя экспертизу специалистов учебно-методического совета, созданного на базе филиала ВГУЭС в городе Артеме, реализующего уникальную для российских вузов идею непрерывного образования. Одной из наиболее интересных и эффективных является программа: «ВГУЭС - школам Приморья». В ее рамках осуществляются такие образовательные проекты, как многопрофильный лицей, малая компьютерная академия, дизайн-классы, школа дипломатии, Интернет-клуб, малая академия права, академия культуры, заочная школа английского языка, заочная математическая школа, клуб «Электронные технологии и информации». Лицеисты имеют возможность углубить свои знания в различных областях, прослушать элективные курсы по выбору, глубоко проникнуть в специфику будущей специальности.
В рамках проекта ведется курсовая подготовка учащихся школ с выдачей свидетельств государственного образца по специальностям «художник по костюму», «бармен», «слесарь по ремонту автомобиля», «оператор графических программ». Как результат 90 процентов выпускников многопрофильного лицея становятся студентами ВГУЭС. Как правило, это успешные люди, начавшие свою профессиональную карьеру еще со школьной скамьи. В школах Владивостока, а также в Арсеньеве, Спасске-Дальнем, Партизанске эффективно работают лицейские классы по разным направлениям: экономика, психология, культурология, дизайн, информационные технологии...
При поддержке и финансировании департамента образования и науки администрации Приморского края седьмой год на базе ВГУЭС успешно реализуется проект для одаренных старшеклассников: малая компьютерная академия. Ежегодно 80 процентов ее участников становятся студентами ВГУЭС.
- Значит ли это, что все ваши начинания направлены только на то, чтобы заполучить как можно больше студентов?
- Ни в коем случае! Да, мы заинтересованы в своих студентах, которые идут во ВГУЭС сознательно, но это не самоцель. Некоторые выпускники лицея поступают в другие вузы, и мы поддерживаем это стремление к самостоятельному выбору. В основе наших программ лежит в первую очередь желание дать выпускникам школ качественные дополнительные образовательные услуги в соответствии с их личностными интересами, индивидуальными способностями и возможностями, помочь им в выборе будущей профессии, а не стремление любыми способами увеличить число желающих обучаться во ВГУЭС. Наша задача научить учиться, пользоваться информацией, анализировать и выбирать, а будущая специальность - это уже личное дело каждого. И все же, не скрою, мне приятно было услышать на выпускном вечере слова одной из выпускниц многопрофильного лицея, нынешней студентки ВГУЭС. Она сказала: «ВГУЭС - это университет, где завтра начинается сегодня. Даже в самых смелых фантазиях мы не могли представить себе, что, будучи школьниками, не дожидаясь вступительных экзаменов, можно учиться в университете, осваивая азы будущей профессии. Здесь есть все: новые технологии, интересные нетрадиционные методики, прекрасные преподаватели и очень высокая заинтересованность в результатах работы. Если вы этого еще не знаете, ВГУЭС поможет вам сделать правильный выбор».
- Очень часто выбор будущей профессии - это проблема не только детей, но и отцов. Я знаю семью, в которой 24-летний «юноша» до сих пор решает вопрос: «Кем быть?». А все потому, что в свое время мама сама определила будущее сына, выбрав техническую специальность для мальчика с явно гуманитарными склонностями. В результате парень сидел по два - три года на одном курсе, потом перевелся на заочное отделение, а теперь собирается поступать на специальность, которая ему больше по душе.
- Вы абсолютно правы. В своих программах мы исходим из того, что гарантия успеха абитуриента - это результат совместных усилий школы, родителей и самих выпускников. Родителей тоже нужно готовить, поэтому на встречи с выпускниками, работодателями, психологами, юристами мы приглашаем не только старшеклассников, но и их родителей, потому что нередко любящие папы, мамы, бабушки и дедушки готовы заплатить последние деньги, чтобы дать ребенку образование, но при этом они считают, что право выбора остается за ними. Ко мне недавно приходила на прием мама абитуриентки, мечтающей стать дизайнером. Девочка успешно сдала вступительные экзамены и чуть-чуть не добрала необходимого количества баллов для поступления на бюджетной основе. Мама не хотела давать деньги на эту, как она считает, блажь, потому что в будущем видела свою дочь бухгалтером. А у девочки явный талант к творчеству. Мне пришлось потратить немало времени, чтобы убедить эту женщину не ломать будущее своего ребенка.
- Проблема взаимодействия школы и вуза - сложная и многогранная и требует участия всех звеньев, в том числе и руководителей образования городского и краевого уровней.
- Я согласна с вами. После моего выступления ко мне подходили многие педагоги и говорили, что хотели бы сотрудничать с нами, потому что идеи, прозвучавшие в докладе, показались им очень привлекательными. Сегодня, реализуя программы дополнительного образования, мы работаем в обстановке понимания со стороны органов управления образованием города и края. Именно благодаря этой поддержке нам удается реализовывать самые смелые инновационные проекты. Хочется, чтобы плодотворное сотрудничество с департаментами общего и среднего образования администраций города и края было продолжено. Надеюсь, что общими усилиями мы сможем решить проблему успешности абитуриентов, которые впоследствии станут достойными гражданами нашей страны.
Автор: Интервью записала Елена ПЕСЧАНИЦКАЯ, специально для «В»