Кому нужна труба
13 июля нынешнего года во Владивостоке состоялись общественные слушания материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) обоснования инвестиций в строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан».
13 июля нынешнего года во Владивостоке состоялись общественные слушания материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) обоснования инвестиций в строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан».
Строительство нефтепровода по территории Восточной Сибири с выходом к Тихоокеанскому побережью - задача необычайной важности, и все это понимают. Экономические и политические выгоды наличия такого мощного энергетического узла на востоке страны позволило бы серьезно укрепить как российскую экономику, так и российскую государственность. Вместе с тем нельзя игнорировать и тот факт, что Восточная Сибирь и Дальний Восток - это уникальный природный комплекс. Строительство объекта такой техногенной мощности в этой связи должно быть сбалансировано и не должно существенно влиять на окружающую среду.
Как следует из материалов оценки воздействия на окружающую среду, которые в течение двух месяцев были представлены в общественной приемной, открытой заказчиком проекта ОАО «ВНИИСТ» (Инжиниринговая нефтегазовая компания «Всероссийский научно-исследовательский институт по строительству и эксплуатации трубопроводов, объектов ТЭК»), разработчики проекта, строители и те, кто будет этот объект эксплуатировать, в состоянии сегодня обеспечить надежную, экологически безопасную работу трубопровода. Убеждает в этом и опыт компании ОАО «АК» Транснефть» по проектированию, строительству и эксплуатации крупнейшей в мире трубопроводной сети протяженностью около 50 тысяч километров.
Вопросы охраны окружающей среды, совершенствования технологий экологического мониторинга, применения самых современных методов прокладки трубопроводов с минимальным воздействием на природные ресурсы - одно из приоритетных направлений общей стратегии развития трубопроводного транспорта в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока, озвученное в докладе на общественных слушаниях начальником отдела стратегического развития ОАО «АК» Транснефть» Александром Лобынцевым.
О конкретных технических решениях прохождения трассы по территории Приморского края и о пункте выхода трубопровода на побережье Японского моря рассказал участникам слушаний заместитель генерального директора ООО «Гипротрубопровод» Владимир Суханов. Он подчеркнул, что проектировщики уже не в первый раз обсуждают вопрос о месте нахождения нефтяного терминала на юге Приморского края. В качестве вариантов рассматривались бухты Перевозная, Находка и ряд других. На проходивших два года назад аналогичных общественных слушаниях по проекту транспортировки российской нефти в страны АТР расположение нефтяного терминала в бухте Перевозной серьезных замечаний экологов не вызвало. На слушаниях нынешнего года ряд ученых, в том числе профессор Борис Преображенский, высказались в том смысле, что строительство терминала в Перевозной приведет к катастрофическим последствиям для уникальной флоры и фауны Хасанского района. При этом создается впечатление, что никакой хозяйственной деятельности, тем более связанной с перевозкой углеводородного топлива, в границах залива Петра Великого не происходит, и терминал в Перевозной рассматривается исключительно как единственное на этой территории «экологическое зло». Вместе с тем нагрузка на природные ресурсы региона в ее сегодняшнем состоянии такова, что даже строительство такого крупного объекта вряд ли существенно изменит фоновые показатели. К тому же нелишне напомнить, что перевозка нефтепродуктов по акватории залива Петра Великого началась еще сто лет назад, накануне русско-японской войны 1904-05 гг., и продолжается по сегодняшний день. Наличие рядом рекреационной зоны также вряд ли может рассматриваться как существенный фактор, поскольку в аналогичных условиях, по соседству с курортной зоной Геленджика, расположен крупнейший на Черноморском побережье нефтяной терминал «Транснефть» в Новороссийске. Эффективность природоохранных мероприятий в этой зоне такова, что ни местные жители, ни отдыхающие порой даже не знают о соседстве такого нефтяного гиганта. Существует крупный морской терминал и на побережье Балтийского моря - в городе Приморске. По оценкам международных экологических комиссий, природоохранные мероприятия, проводимые в районе этих объектов, полностью соответствуют самым современным мировым стандартам.
Таким образом, из представленных материалов оценки воздействия на окружающую среду и докладов представителей заказчика во время слушаний, прошедших в администрации Приморского края, можно сделать закономерный вывод о том, что намечаемая хозяйственная деятельность компании «Транснефть» на территории Приморья не окажет существенного влияния на общую экологическую ситуацию в регионе.
При этом большинство выступающих на слушаниях представителей общественных экологических организаций, специалистов, ученых высказались за одобрение данного проекта в целом, что и было зафиксировано в протоколе. Это наглядное свидетельство того, что и администрация Приморского края, давшая весной нынешнего года разрешение на начало работ по данному проекту на территории края после подписания «Декларации о намерениях», и ученые, и общественность, и заказчик нашли основу для продолжения диалога. Что же касается конкретного места размещения терминала, то стороны, обменявшись мнениями, пришли к выводу о том, что поступившие в ходе общественных слушаний предложения, дополнения, замечания будут тщательно проанализированы и при необходимости на следующих стадиях работы над проектом будут сделаны определенные коррективы. Ведь в конце концов окончательное решение по такому крупному и важному объекту находится в компетенции правительства РФ и уполномоченных им органов государственного контроля. В частности, проект должен пройти государственную экологическую экспертизу, и только после этого заказчик сможет приступить к реализации следующего этапа работы над проектом - технико-экономического обоснования (ТЭО), в котором будут детально прописаны не только все технические решения, но и весь комплекс природоохранных мероприятий, включая раздел «Ликвидация аварийных разливов нефти» (ЛАРН) и многое другое.
Вместе с тем некоторые средства массовой информации стараются представить положение дел так, что между администрацией Приморского края и заказчиком, с одной стороны, и экологической общественностью - с другой, существуют определенные разногласия. И этим не преминули воспользоваться наши соседи-хабаровчане, которые уже давно предлагают изменить маршрут прохождения трассы нефтепровода, что может существенно отстранить Приморье от участия в проекте. По сути же дела, сама идея общественных слушаний состоит в том, чтобы на предпроектных стадиях выявить общественный интерес, максимально учесть пожелания и замечания общественности. В этом контексте воспринимать дискуссию по отдельным параметрам проекта как неприятие его концепции в целом - вряд ли корректно.
Вопрос «Кому нужна труба?» - в известном смысле риторический. Жители Приморья прекрасно понимают, насколько важно размещение в крае энергетического комплекса такого масштаба. А прошедшие общественные слушания показали, что поиски оптимальных решений - задача общая, и решать ее можно только в рамках конструктивного диалога.
Автор: Василий МАКАРОВ, «Владивосток»