Вот это номер!
Автомобиль не только роскошь и даже не только средство передвижения. Он может рассказать о своем владельце не меньше, чем цвет костюма или ширина физиономии. Однако хромированное литье, видеокамеры заднего обзора, спутниковая навигация и четырехлитровый двигатель – еще не все. Даже раздолбанный «жигуль» с элитными государственными номерами (не обязательно они должны бросаться в глаза) может вызвать у гаишников, да и просто у осведомленных людей гораздо большее уважение, чем свеженький «мерин» или сотый «крузак» с обычными.
Автомобиль не только роскошь и даже не только средство передвижения. Он может рассказать о своем владельце не меньше, чем цвет костюма или ширина физиономии. Однако хромированное литье, видеокамеры заднего обзора, спутниковая навигация и четырехлитровый двигатель – еще не все. Даже раздолбанный «жигуль» с элитными государственными номерами (не обязательно они должны бросаться в глаза) может вызвать у гаишников, да и просто у осведомленных людей гораздо большее уважение, чем свеженький «мерин» или сотый «крузак» с обычными.
КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ
Подавляющее большинство автомобилей снабжено рядовыми государственными номерами – черные буквы на белом фоне. Однако эту черно-белую гамму разбавляет целый ряд цветных номеров.
Красные, как и раньше, выдаются машинам дипломатических и консульских сотрудников, аккредитованных в России. Серия D означает автомобиль дипломата, Т – технического сотрудника (уборщицы, например), K – журналиста, а M - торгово-экономического представителя. Цифры идентифицируют страну: например, японцы ездят по Владивостоку под кодом 005, американцы - 004, представители Южной Кореи - 124. Престижный код 100 достался уважаемой Республике Нигер, но тамошних дипломатов мы в Приморье еще не замечали.
«Желтяки», то есть номера желтого цвета, раньше выдавали иностранцам, временно находящимся в нашей стране, и совместным предприятиям. Такие машины бегают по дорогам и сейчас, но с недавних пор «желтяками» начали оснащать такси, маршрутки и полноценные автобусы. От «иностранных» эти номера отличаются буквами.
Зловещими черными номерами с белыми буквами щеголяют военные. Любят их и некоторые чекисты, эмчеэсники и представители других военизированных структур. Но в любом случае держитесь от таких машин подальше
– за рулем может сидеть солдат-срочник из далекой брянской деревеньки, подчиняющийся не правилам дорожного движения, а приказам сидящего рядом командира.Вне конкуренции
– номера синего цвета, так называемые синяки. Их выдают транспорту МВД (в то же время в крае еще остались и машины с обычными белыми номерами серии М…ОО – раньше милиционеров снабжали именно такими). Согласно автомифам синий цвет номеров разрешает водителю находиться за рулем в состоянии аналогичного цвета. Это, конечно, шутка. Но в каждой шутке…Цвет госномера не дает водителю никаких преимуществ перед другими участ-никами дорожного движения. Отступать от правил дает право только проблесковый маячок синего цвета (а если к нему присоединяется сирена, то все водители должны уступать дорогу такой машине). Но кроме официальных ПДД существуют и неписаные.
VIP-АЛФАВИТ: ОТ РАВВИНА ДО ПРЕЗИДЕНТА
Большая часть обладателей самых крутых номеров собрана в Москве. Например, гаражам первой и второй автобаз управления делами президента принадлежат серии А
…ОО, В…ОО, М…ОО, С…ОО (разумеется, с московским региональным кодом). Не менее серьезные ребята (например, Федеральная служба охраны) передвигаются на номерах А…АА, но такие в принципе может купить и частник. Правда, не любой, а очень состоятельный. Такой номер установлен на «Мерседесе» Аллы Пугачевой.С номерами серии В
…АА носятся по российским дорогам сотрудники администрации президента, в том числе и трудящиеся в аппаратах окружных полпредств. Эту же серию почему-то закрепили за служебным транспортом патриарха Московского и всея Руси, верховного муфтия и главного раввина России. Серия А…АВ выдает министров, руководителей солидных государственных компаний и других «шишек».Номера видных представителей власти отличаются от обычных не только буквами. Ряд чиновников имеет право на номера федеральные, на которых вместо маленького российского флажка, сокращения RUS и регионального кода (в Приморье это 25) размещен большой триколор. Согласно приказу МВД гаишники обязаны оказывать содействие в безопасном проезде таких автомобилей и не имеют права их останавливать и досматривать (разве что имеется оперативная информация об использовании этих машин в противоправных целях). С федеральными номерами ездят, например, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации. На черном рынке их в принципе можно приобрести, но очень недешево: 15-20 тысяч американских рублей в год. Если же говорить о Приморье, то в нашем крае федеральные номера полагаются троим людям: губернатору Сергею Дарькину, председателю Законодательного собрания Сергею Сопчуку и главному федеральному инспектору Сергею Шерстюку. Но если Сопчук и Шерстюк действительно перемещаются по городу на сотых
«крузерах» с федеральными номерами (соответственно А125АР и В325АА), то Дарькин этой привилегией не пользуется (о губернаторе – ниже). Зато недавно корреспондент «В» заметил во Владивостоке загадочный представительский седан с федеральным номером, явно не принадлежащий никому из троих названных чиновников.Однако самые навороченные номера в столице
– отнюдь не федеральные. Это московская серия Е…КХ, обладатели которой частенько ездят на убитых черных «Волгах» без всяких мигалок, и инспектора ДПС даже не отдают им честь, так как делают вид, что не замечают. Именно с такой серией выдаются номера элитным бойцам невидимого фронта из ФСБ и ФСО. И эти номера в отличие от депутатских не продаются (неофициально аббревиатура ЕКХ расшифровывается как «Е… Кого Хочу»).Наконец, у многих силовиков и не очень публичных представителей власти имеются еще и номера оперативного прикрытия
– самые «фонарные», которые крепятся в том случае, если VIP-автомобилист не хочет быть узнанным. Так что не стоит безапелляционно судить о крутизне водителя ни по машине, ни по номеру – можно обжечься."ОЛЬГИ", СЕРГЕИ" И ИЖЕ С НИМИ
В каждом монастыре свой устав, но в общих чертах региональные традиции едины. Кроме официально утвержденной существует еще и неформальная иерархия госномеров. Так, в большинстве российских субъектов ценятся так называемые ольги - номера серии О…ОО. Есть и местная специфика: в Кемеровской области, например, еще недавно высоко котировались номера А…КО (расшифровка, думаем, не требуется), сейчас популярны «ольги» и Т…ТТ – именно на эту букву начинается фамилия здешнего губернатора Тулеева. Свердловская область канонизировала аббревиатуру О…СВ, прописавшуюся в гараже губернатора Росселя, в Улан-Удэ «на ура» идут О…ОО, М…ММ и Т…ТТ, в Иркутске – Р…РР и М…ММ.
Не отстают и приморцы. Губернатор Евгений Наздратенко, например, возвел в культ классические номера О…ОО, причем чем меньше число, тем круче. Такие номера получали не только машины из гаража «Белого дома», но и дружественные губернатору фирмы и лица. Когда емкость подошла к концу, в моду вошли номера Т…ТТ – больше всего их было в мэрии, но не брезговали этой серией и федералы. Сергей Дарькин, придя к власти, заменил О…ОО на С…СС (остряки тут же расшифровали это как «Сиротки Со Светланской» и связали букву С с именем губернатора). Эти номера тоже даются «своим людям».
Сам Сергей Дарькин перемещается по городу, как правило, на
«Мерседесе» со скромным номером С001СС. Когда же губернатор отправляется в одну из постоянных поездок по краю, его «мерин» отдыхает. Недавние командировки Сергей Дарькин совершил в шикарном черном автомобиле Savana с номером C003CC. Таких машин в Приморье меньше, чем краснокнижных животных в мегаполисе, поэтому уместен небольшой ликбез. «Савану» производства корпорации General Motors можно назвать автофургоном или полноразмерным вэном, но еще точнее - домом (офисом) на колесах. В базовой комплектации, впрочем, это достаточно рядовой автобус. Однако шильдик Starcraft на губернаторской «Саване» говорит о том, что доводкой авто занималась корпорация «Старкрафт», специализирующаяся на люксовой отделке элитных «коней». Получилась ну очень солидная, по-американски большая машина с мощнейшим мотором.Но вернемся к нашим номерам. Губернаторская охрана сопровождает своего шефа на внедорожнике
«Шевроле» - тоже из гаража краевой администрации, но с синими номерами. Первый вице-губернатор Александр Костенко ездит на служебном светлом «крузере» С005СС, причем главный предмет зависти коллег, говорят, даже не номер, а бензиновый двигатель, на котором разве что летать нельзя. Ведь многие другие VIP-персоны «Белого дома», как, например, замруководителя аппарата краевой администрации и председатель краевой чрезвычайной комиссии Олег Мельников (зеленый Land Cruiser С008СС), передвигаются на дизельных машинах.За заслуженной артисткой России Ларисой Белобровой, работающей не только в театре Горького, но и в совете по культуре и искусству при губернаторе края, закреплен, по данным наших источников,
«круглый» (и зеркальный по отношению к номеру «Мерседеса» ее супруга) номер С100СС. Что касается мэра Владивостока Владимира Николаева, то он в пору своего депутатства ездил на «мерсе» с номером С027СС, однако сразу после выборов пересел на «крузак» с номером Т001ТТ – раньше с таким передвигался Юрий Копылов. Видимо, со старым наследством далеко не уедешь: недавно Владимир Викторович был замечен на автомобиле с госномером новой для Приморья серии Н…НН.Депутаты Законодательного собрания Приморья некоторое время назад
«пробили» для своих автомобилей эксклюзивную серию М…ММ (по нашим предположениям, это связано со словом «мандат», но невольно вспоминается и Сергей Мавроди). Однако номеров в Законодательном собрании, по всей видимости, больше, чем избирательных округов в крае. Говорят, например, что на экзотичном для Владивостока широченном черном джипе «Хаммер» под номером М049ММ разъезжает не кто иной, как шеф компании «Алгос» Александр Ермолаев (он вообще известен любовью к нетрадиционным видам транспорта и для своей недавней свадьбы арендовал трамвай). И вообще с «депутатскими» номерами можно встретить кого угодно. Так, на модном спортивном паркетнике Хонда-CRV с номером М…ММ из первой сотни регулярно катаются две веселые девушки.Кроме букв важны и цифры: 555, например, гораздо козырнее, нежели обычное сочетание разнокалиберных цифр. Высший шик
– на шестисотого «мерина» нацепить номер 600. Но если говорить о рядовых автолюбителях, то у них последняя цифра номера, как правило, означает месяц его выдачи. Ведь обычно техосмотр проходится вскоре после постановки авто на учет, и тогда инспектору, желающему проверить свежесть техталона, удобно издалека выхватывать взглядом из транспортного потока те автомобили, у которых в этом месяце должен истечь срок действия ТО.С другой стороны, как ни парадоксально, самые лучшие номера
– это самые простые, потому что ничем не бросаются в глаза и труднее запоминаются.АДЫГЕЯ
– ВПЕРЕДИ РОССИИ ВСЕЙ!Последний раз госномера в России меняли лет десять назад. Цифр стало меньше, зато каждый субъект федерации получил свой региональный код. Сначала в алфавитном порядке шли республики, затем
– края, области и в последнюю очередь - автономии. Именно поэтому почетный код 01 достался Адыгее, а несчастливый 13 - Мордовии. Приморье идет 25-м, однако в связи с появлением в России нового субъекта – Пермского края, образованного из Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, возникают некоторые вопросы. По алфавиту Пермский край стоит перед Приморским, а значит, именно ему по праву должен достаться номер 25. Хотя, возможно, огород городить не будут и новому субъекту просто оставят старые коды.Москве как самому густонаселенному и богатому субъекту федерации всегда всего мало. Выданный столице код 77 исчерпал свою емкость еще в 1998 году, дополнительный 99
– в конце 2002-го. Пришлось присвоить столице резервный код 97. Руководители ГАИ считают, что года до 2007 этих трех кодов хватит. А там планируется в очередной раз сменить госномера и сделать региональный код трехзначным. Кстати, кроме Москвы наличием двух кодов (50 и 90) могут похвастать Московская область и почему-то Чечня (95 и 20).Некоторые приморские автолюбители до сих пор ездят с госномерами старого образца (на них помещены четыре цифры вместо нынешних трех и отсутствует региональный код 25RUS с флажком). Как правило, наличие такого номера говорит о том, что техосмотр владельцем данного авто уже добрый десяток лет не проходится, а покупается (при его надлежащем прохождении милиционеры, как правило, настоятельно советуют сменить номера). Причем стоимость такого
«серого» техталона подвержена инфляции: еще недавно его можно было без проблем приобрести за 500-700 рублей, а сейчас ценник порой зашкаливает за тысячу (хотя немалую роль играют нужные знакомства). В автомагазинах рублей по 40 продаются еще и календарики в виде техталона, но это, что называется, до первого гаишника.Умельцы изготавливают не только такие календарики, но и совсем нестандартные номера с надписью типа
«Вован» или «Толян» вместо букв и цифр. Однако ими можно щеголять только при наличии на положенном месте нормальных госномеров. Впрочем, для тех, кто заказывает такие номера, закон иногда бывает не писан. А для всех остальных напоминаем: следите за чистотой ваших номеров, а в темное время суток – и за освещенностью заднего. И не нарушайте правила, а то номеров можно легко лишиться. Если, конечно, они у вас обычные.Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»