Вот это номер!

Автомобиль не только роскошь и даже не только средство передвижения. Он может рассказать о своем владельце не меньше, чем цвет костюма или ширина физиономии. Однако хромированное литье, видеокамеры заднего обзора, спутниковая навигация и четырехлитровый двигатель – еще не все. Даже раздолбанный «жигуль» с элитными государственными номерами (не обязательно они должны бросаться в глаза) может вызвать у гаишников, да и просто у осведомленных людей гораздо большее уважение, чем свеженький «мерин» или сотый «крузак» с обычными.

27 авг. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1612 от 27 авг. 2004

Автомобиль не только роскошь и даже не только средство передвижения. Он может рассказать о своем владельце не меньше, чем цвет костюма или ширина физиономии. Однако хромированное литье, видеокамеры заднего обзора, спутниковая навигация и четырехлитровый двигатель – еще не все. Даже раздолбанный «жигуль» с элитными государственными номерами (не обязательно они должны бросаться в глаза) может вызвать у гаишников, да и просто у осведомленных людей гораздо большее уважение, чем свеженький «мерин» или сотый «крузак» с обычными.

КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ

Подавляющее большинство автомобилей снабжено рядовыми государственными номерами – черные буквы на белом фоне. Однако эту черно-белую гамму разбавляет целый ряд цветных номеров.

Красные, как и раньше, выдаются машинам дипломатических и консульских сотрудников, аккредитованных в России. Серия D означает автомобиль дипломата, Т – технического сотрудника (уборщицы, например), K – журналиста, а M - торгово-экономического представителя. Цифры идентифицируют страну: например, японцы ездят по Владивостоку под кодом 005, американцы - 004, представители Южной Кореи - 124. Престижный код 100 достался уважаемой Республике Нигер, но тамошних дипломатов мы в Приморье еще не замечали.

«Желтяки», то есть номера желтого цвета, раньше выдавали иностранцам, временно находящимся в нашей стране, и совместным предприятиям. Такие машины бегают по дорогам и сейчас, но с недавних пор «желтяками» начали оснащать такси, маршрутки и полноценные автобусы. От «иностранных» эти номера отличаются буквами.

Зловещими черными номерами с белыми буквами щеголяют военные. Любят их и некоторые чекисты, эмчеэсники и представители других военизированных структур. Но в любом случае держитесь от таких машин подальше

– за рулем может сидеть солдат-срочник из далекой брянской деревеньки, подчиняющийся не правилам дорожного движения, а приказам сидящего рядом командира.

Вне конкуренции

– номера синего цвета, так называемые синяки. Их выдают транспорту МВД (в то же время в крае еще остались и машины с обычными белыми номерами серии М…ОО – раньше милиционеров снабжали именно такими). Согласно автомифам синий цвет номеров разрешает водителю находиться за рулем в состоянии аналогичного цвета. Это, конечно, шутка. Но в каждой шутке…

Цвет госномера не дает водителю никаких преимуществ перед другими участ-никами дорожного движения. Отступать от правил дает право только проблесковый маячок синего цвета (а если к нему присоединяется сирена, то все водители должны уступать дорогу такой машине). Но кроме официальных ПДД существуют и неписаные.

VIP-АЛФАВИТ: ОТ РАВВИНА ДО ПРЕЗИДЕНТА

Большая часть обладателей самых крутых номеров собрана в Москве. Например, гаражам первой и второй автобаз управления делами президента принадлежат серии А

…ОО, В…ОО, М…ОО, С…ОО (разумеется, с московским региональным кодом). Не менее серьезные ребята (например, Федеральная служба охраны) передвигаются на номерах А…АА, но такие в принципе может купить и частник. Правда, не любой, а очень состоятельный. Такой номер установлен на «Мерседесе» Аллы Пугачевой.

С номерами серии В

…АА носятся по российским дорогам сотрудники администрации президента, в том числе и трудящиеся в аппаратах окружных полпредств. Эту же серию почему-то закрепили за служебным транспортом патриарха Московского и всея Руси, верховного муфтия и главного раввина России. Серия А…АВ выдает министров, руководителей солидных государственных компаний и других «шишек».

Номера видных представителей власти отличаются от обычных не только буквами. Ряд чиновников имеет право на номера федеральные, на которых вместо маленького российского флажка, сокращения RUS и регионального кода (в Приморье это 25) размещен большой триколор. Согласно приказу МВД гаишники обязаны оказывать содействие в безопасном проезде таких автомобилей и не имеют права их останавливать и досматривать (разве что имеется оперативная информация об использовании этих машин в противоправных целях). С федеральными номерами ездят, например, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации. На черном рынке их в принципе можно приобрести, но очень недешево: 15-20 тысяч американских рублей в год. Если же говорить о Приморье, то в нашем крае федеральные номера полагаются троим людям: губернатору Сергею Дарькину, председателю Законодательного собрания Сергею Сопчуку и главному федеральному инспектору Сергею Шерстюку. Но если Сопчук и Шерстюк действительно перемещаются по городу на сотых

«крузерах» с федеральными номерами (соответственно А125АР и В325АА), то Дарькин этой привилегией не пользуется (о губернаторе – ниже). Зато недавно корреспондент «В» заметил во Владивостоке загадочный представительский седан с федеральным номером, явно не принадлежащий никому из троих названных чиновников.

Однако самые навороченные номера в столице

– отнюдь не федеральные. Это московская серия Е…КХ, обладатели которой частенько ездят на убитых черных «Волгах» без всяких мигалок, и инспектора ДПС даже не отдают им честь, так как делают вид, что не замечают. Именно с такой серией выдаются номера элитным бойцам невидимого фронта из ФСБ и ФСО. И эти номера в отличие от депутатских не продаются (неофициально аббревиатура ЕКХ расшифровывается как «Е… Кого Хочу»).

Наконец, у многих силовиков и не очень публичных представителей власти имеются еще и номера оперативного прикрытия

– самые «фонарные», которые крепятся в том случае, если VIP-автомобилист не хочет быть узнанным. Так что не стоит безапелляционно судить о крутизне водителя ни по машине, ни по номеру – можно обжечься.

"ОЛЬГИ", СЕРГЕИ" И ИЖЕ  С НИМИ

В каждом монастыре свой устав, но в общих чертах региональные традиции едины. Кроме официально утвержденной существует еще и неформальная иерархия госномеров. Так, в большинстве российских субъектов ценятся так называемые ольги - номера серии О…ОО. Есть и местная специфика: в Кемеровской области, например, еще недавно высоко котировались номера А…КО (расшифровка, думаем, не требуется), сейчас популярны «ольги» и Т…ТТ – именно на эту букву начинается фамилия здешнего губернатора Тулеева. Свердловская область канонизировала аббревиатуру О…СВ, прописавшуюся в гараже губернатора Росселя, в Улан-Удэ «на ура» идут О…ОО, М…ММ и Т…ТТ, в Иркутске – Р…РР и М…ММ.

Не отстают и приморцы. Губернатор Евгений Наздратенко, например, возвел в культ классические номера О…ОО, причем чем меньше число, тем круче. Такие номера получали не только машины из гаража «Белого дома», но и дружественные губернатору фирмы и лица. Когда емкость подошла к концу, в моду вошли номера Т…ТТ – больше всего их было в мэрии, но не брезговали этой серией и федералы. Сергей Дарькин, придя к власти, заменил О…ОО на С…СС (остряки тут же расшифровали это как «Сиротки Со Светланской» и связали букву С с именем губернатора). Эти номера тоже даются «своим людям».

Сам Сергей Дарькин перемещается по городу, как правило, на

«Мерседесе» со скромным номером С001СС. Когда же губернатор отправляется в одну из постоянных поездок по краю, его «мерин» отдыхает. Недавние командировки Сергей Дарькин совершил в шикарном черном автомобиле Savana с номером C003CC. Таких машин в Приморье меньше, чем краснокнижных животных в мегаполисе, поэтому уместен небольшой ликбез. «Савану» производства корпорации General Motors можно назвать автофургоном или полноразмерным вэном, но еще точнее - домом (офисом) на колесах. В базовой комплектации, впрочем, это достаточно рядовой автобус. Однако шильдик Starcraft на губернаторской «Саване» говорит о том, что доводкой авто занималась корпорация «Старкрафт», специализирующаяся на люксовой отделке элитных «коней». Получилась ну очень солидная, по-американски большая машина с мощнейшим мотором.

Но вернемся к нашим номерам. Губернаторская охрана сопровождает своего шефа на внедорожнике

«Шевроле» - тоже из гаража краевой администрации, но с синими номерами. Первый вице-губернатор Александр Костенко ездит на служебном светлом «крузере» С005СС, причем главный предмет зависти коллег, говорят, даже не номер, а бензиновый двигатель, на котором разве что летать нельзя. Ведь многие другие VIP-персоны «Белого дома», как, например, замруководителя аппарата краевой администрации и председатель краевой чрезвычайной комиссии Олег Мельников (зеленый Land Cruiser С008СС), передвигаются на дизельных машинах.

За заслуженной артисткой России Ларисой Белобровой, работающей не только в театре Горького, но и в совете по культуре и искусству при губернаторе края, закреплен, по данным наших источников,

«круглый» (и зеркальный по отношению к номеру «Мерседеса» ее супруга) номер С100СС. Что касается мэра Владивостока Владимира Николаева, то он в пору своего депутатства ездил на «мерсе» с номером С027СС, однако сразу после выборов пересел на «крузак» с номером Т001ТТ – раньше с таким передвигался Юрий Копылов. Видимо, со старым наследством далеко не уедешь: недавно Владимир Викторович был замечен на автомобиле с госномером новой для Приморья серии Н…НН.

Депутаты Законодательного собрания Приморья некоторое время назад

«пробили» для своих автомобилей эксклюзивную серию М…ММ (по нашим предположениям, это связано со словом «мандат», но невольно вспоминается и Сергей Мавроди). Однако номеров в Законодательном собрании, по всей видимости, больше, чем избирательных округов в крае. Говорят, например, что на экзотичном для Владивостока широченном черном джипе «Хаммер» под номером М049ММ разъезжает не кто иной, как шеф компании «Алгос» Александр Ермолаев (он вообще известен любовью к нетрадиционным видам транспорта и для своей недавней свадьбы арендовал трамвай). И вообще с «депутатскими» номерами можно встретить кого угодно. Так, на модном спортивном паркетнике Хонда-CRV с номером М…ММ из первой сотни регулярно катаются две веселые девушки.

Кроме букв важны и цифры: 555, например, гораздо козырнее, нежели обычное сочетание разнокалиберных цифр. Высший шик

– на шестисотого «мерина» нацепить номер 600. Но если говорить о рядовых автолюбителях, то у них последняя цифра номера, как правило, означает месяц его выдачи. Ведь обычно техосмотр проходится вскоре после постановки авто на учет, и тогда инспектору, желающему проверить свежесть техталона, удобно издалека выхватывать взглядом из транспортного потока те автомобили, у которых в этом месяце должен истечь срок действия ТО.

С другой стороны, как ни парадоксально, самые лучшие номера

– это самые простые, потому что ничем не бросаются в глаза и труднее запоминаются.

АДЫГЕЯ

– ВПЕРЕДИ РОССИИ ВСЕЙ!

Последний раз госномера в России меняли лет десять назад. Цифр стало меньше, зато каждый субъект федерации получил свой региональный код. Сначала в алфавитном порядке шли республики, затем

– края, области и в последнюю очередь - автономии. Именно поэтому почетный код 01 достался Адыгее, а несчастливый 13 - Мордовии. Приморье идет 25-м, однако в связи с появлением в России нового субъекта – Пермского края, образованного из Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, возникают некоторые вопросы. По алфавиту Пермский край стоит перед Приморским, а значит, именно ему по праву должен достаться номер 25. Хотя, возможно, огород городить не будут и новому субъекту просто оставят старые коды.

Москве как самому густонаселенному и богатому субъекту федерации всегда всего мало. Выданный столице код 77 исчерпал свою емкость еще в 1998 году, дополнительный 99

– в конце 2002-го. Пришлось присвоить столице резервный код 97. Руководители ГАИ считают, что года до 2007 этих трех кодов хватит. А там планируется в очередной раз сменить госномера и сделать региональный код трехзначным. Кстати, кроме Москвы наличием двух кодов (50 и 90) могут похвастать Московская область и почему-то Чечня (95 и 20).

Некоторые приморские автолюбители до сих пор ездят с госномерами старого образца (на них помещены четыре цифры вместо нынешних трех и отсутствует региональный код 25RUS с флажком). Как правило, наличие такого номера говорит о том, что техосмотр владельцем данного авто уже добрый десяток лет не проходится, а покупается (при его надлежащем прохождении милиционеры, как правило, настоятельно советуют сменить номера). Причем стоимость такого

«серого» техталона подвержена инфляции: еще недавно его можно было без проблем приобрести за 500-700 рублей, а сейчас ценник порой зашкаливает за тысячу (хотя немалую роль играют нужные знакомства). В автомагазинах рублей по 40 продаются еще и календарики в виде техталона, но это, что называется, до первого гаишника.

Умельцы изготавливают не только такие календарики, но и совсем нестандартные номера с надписью типа

«Вован» или «Толян» вместо букв и цифр. Однако ими можно щеголять только при наличии на положенном месте нормальных госномеров. Впрочем, для тех, кто заказывает такие номера, закон иногда бывает не писан. А для всех остальных напоминаем: следите за чистотой ваших номеров, а в темное время суток – и за освещенностью заднего. И не нарушайте правила, а то номеров можно легко лишиться. Если, конечно, они у вас обычные.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»