Кому готовить тылы шахтерам?

Сказать, что в социальной сфере поселка Новошахтинского существуют некоторые проблемы, значит, ничего не сказать. Только для устройства нормального водоснабжения требуется около 100 миллионов рублей.

27 авг. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1612 от 27 авг. 2004

Сказать, что в социальной сфере поселка Новошахтинского существуют некоторые проблемы, значит, ничего не сказать. Только для устройства нормального водоснабжения требуется около 100 миллионов рублей.

А еще не все ладно с подготовкой к зиме, необходим ремонт крыш, точнее строительство над ними конусообразных надстроек, иначе бороться с протечками бесполезно, надо сделать много всяких полезных, больших и малых вещей, без которых тыл шахтеров нельзя считать надежным. И на которые требуются деньги, деньги и еще раз деньги, а взять их неоткуда. Бюджет Михайловского района не тянет такие суммы – уж слишком все запущено за 90-е годы, а разрезоуправлению «Новошахтинское», градообразующему предприятию, из-за вполне оправданной для бизнеса политики его хозяев, Сибирской топливно-энергетической компании, все сложней и сложней выделять средства на социалку, которой у него на балансе, в общем-то, и нет.

Но сначала все же несколько слов о делах сугубо производственных. В 1987 году разрез «Павловский-2» (который впоследствии станет разрезоуправлением «Новошахтинское») добыл более трех с половиной миллионов тонн угля. Пока это высшее достижение предприятия, потому что потом пошли годы стремительного падения добычи. Откат остановили у отметки 1 миллион 800 тысяч тонн угля в год, и это «достижение» стало новой точкой отсчета.

В этом году предприятие добудет – и в этом никто не сомневается – два миллиона 600 тысяч тонн, причем из года в год абсолютные объемы добычи повышаются. Кстати, к своему профессиональному празднику коллектив приготовил себе подарок, превысив контрольные цифры за семь месяцев на 5,1 процента. Разрезоуправление работает исключительно рентабельно, и все это означает лишь одно – ситуация на предприятии стабилизировалась и перспективы у него, безусловно, есть, особенно если учесть, что углей здесь при нынешних темпах добычи хватит еще на 80-90 лет. А потому, по старым представлениям, дождь ассигнаций должен бы пролиться и на социальную инфраструктуру, то есть на собственно поселок, потому что должны же где-то шахтеры жить, причем не просто существовать абы как, а жить комфортно. Но все не так просто.

- Для разрезоуправления явилось спасением то, что нас, как и весь «Приморскуголь», купила Сибирская топливно-энергетическая компания, - рассказывает директор предприятия Анатолий Георгиевич Багрянцев, опытный шахтер-руководитель, успевший поработать и при социализме, и при нынешних хозяевах, а потому способный реально оценить ситуацию. – Определился жесткий порядок со сбытом, о нем у меня вообще голова не болит. Ясны перспективы добычи на многие годы вперед, налажены поставки техники и различных материальных ресурсов, зарплата и аванс сейчас выплачиваются день в день. Кстати, зарплата индексируется в сторону увеличения каждый квартал. Словом, стало возможно работать планово, так, как и положено вести дела на любом предприятии.

Все это так. Но, с другой стороны, и об этом Анатолий Георгиевич не умолчал, пришлось сократить около семисот человек. Потому что главный показатель, по которому оценивают работу директора, – это себестоимость угля, а 37 процентов в себестоимости – это зарплата. То есть Багрянцев поставлен в такие условия, при которых сокращения в коллективе просто неизбежны. За полугодие разрезоуправление не вложилось в контрольные цифры себестоимости всего на три копейки, и директор тут же был наказан лишением премии. Да, так здесь все строго. Строже спрашивают не за валовые показатели, как раньше, когда не считались с затратами, а просто выдавали на-гора. Сейчас на первом месте - уровень рентабельности. Впрочем, обе эти категории взаимосвязаны, поскольку, не выполнив план, невозможно уложиться и в заданную себестоимость.

Кстати, именно такая политика головной конторы сделала наши угли конкурентоспособными. Тот, кто в 90-е годы был каким-то образом связан с топливно-энергетическим комплексом или интересовался его проблемами, помнит, сколько углей завозилось в Приморье из Сибири – даже с учетом транспортных расходов они оказывались дешевле наших. Отчасти это и стало причиной упадка наших угледобывающих предприятий. Теперь картина складывается прямо противоположная. Только один пример: прежний поставщик угля для приморских потребителей «Хоронорский» разрез в свои лучшие годы сбывал до 8 миллионов тонн, теперь – только два миллиона. Дороговат стал тот уголек, зато наш оказался в самый раз.

Благодаря увеличению добычи именно сейчас в кадровой политике предприятия определилась обратная тенденция. Кажется, разрезоуправление достигло оптимального баланса между численностью работников и объемами производства, а поскольку уже в принципе известно, что на следующий год добычу надо будет прирастить, то директор намерен остановить процесс сокращений. И эту позицию намерен вколотить в бюджет, который будет представлен хозяевам.

Такой порядок, безусловно, содействует повышению экономической эффективности угледобычи, увеличению прибыли компании в целом, но он же кроме всего прочего означает прямо-таки рентгеновский контроль за движением средств и лишает предприятие возможности по собственной инициативе направить какую-то копейку, скажем, на ту же подготовку поселка к зиме.

Конечно, и как профессиональный шахтер, и как руководитель, понимающий, что чем меньше у членов коллектива проблем дома, тем выше от них отдача на производстве, и как депутат районного совета, Анатолий Георгиевич Багрянцев старается помогать поселку и районной власти. Правда, это связано – и он это не скрывает – с реальным риском оказаться, мягко говоря, в натянутых отношениях с руководителями компании.

- Скоро из столицы приедет десяток специалистов, и мы все сядем верстать бюджет на следующий год, - рассказывает Анатолий Георгиевич. - Буду пытаться вколотить и какие-то средства на социалку, но вы ведь понимаете, что эти затраты упадут на себестоимость, а это для компании – святое. К тому же социалки у нас практически нет, значит, нет строки на ее содержание.

Впрочем, каждый год Багрянцеву так или иначе что-то удается сделать и в социальной сфере. В прошлом году, например, удалось отремонтировать дорогу от трассы Михайловка – Хороль до Новошахтинского. Шахтерам частенько приходится выезжать «в свет» именно по этой ветке, которая сейчас на балансе администрации муниципального образования, и потому они по достоинству оценили заботу своего руководства. В этом году помимо других важных мелочей главная стройка, в которой принимает участие разрез, - дробильный комплекс для котельной. Здесь поделили ответственность с районом и Михайловским филиалом КГУП «Примтеплоэнерго», которые должны профинансировать и построить двухсотметровый транспортер от дробилки до собственно котельной. Это позволит снизить затраты на перегрузках угля и, значит, сделать тариф на тепло более удобоваримым для шахтерских кошельков.

- Я понимаю, что проблему взаимоотношений бизнеса и власти рассматривать надо в глобальном масштабе, как минимум федеральном, - делится своим мнением относительно проблем шахтерского поселка глава администрации Михайловского района Анатолий Чеботков. – Уж слишком разные порой преследуем мы цели. Исполнительную власть в первую очередь беспокоит социальное благополучие граждан, в частности комфортность жилья и населенных пунктов; бизнес по вполне понятным причинам интересует прежде всего прибыль. Из этого следует лишь одно: слишком рано и непродуманно с предприятий сбросили заботы о социалке. Ведь на любом предприятии, прежде чем что-то приобрести или затеять какую-то затратную перестройку производства, сто раз пересчитают. А на местный бюджет просто свалили всю социальную сферу, не удосужившись посчитать, а потянет ли он ее содержание. Вот почему ценны такие руководители, как Багрянцев, на свой страх и риск помогающие хотя бы поддерживать эту сферу.

А по-иному, добавим мы, быть и не должно. Потому что если бизнес, в частности угольный, перестанет беспокоиться об уровне комфортности домашнего быта своих работников, то очень скоро вокруг шахт и разрезов вырастут мазанки. Как это было, когда отрасль только зарождалась. Прибыль прибылью, но выхода-то всего два: либо вахтовые временные поселения, на сооружение которых ведь тоже нужно потратиться, либо повышение комфортности существующих ПГТ, что тоже не дешево. Потому что в противном случае, если наши рабочие поселки, привязанные к успешным производствам, превратятся в неотапливаемые трущобы, вряд ли нас примут в число по-настоящему цивилизованных стран.

СПРАВКА "В"

Разрезоуправление «Новошахтинское», являясь структурным подразделением ОАО «Приморскуголь», не имеет своего банковского счета. Все платежи проходят через головную контору, которая находится в Москве. Впрочем, ни районный бюджет, который на 32 процента формируют шахтеры из Новошахтинского, ни само предприятие от такого «длинного плеча» особенно не страдают. При современных средствах связи, в частности электронной почты, «бумаги» в столицу и обратно за сутки могут обернуться несколько раз.
 

Автор: Евгений ИЗЪЮРОВ, «Владивосток»